Диалектика и ее альтернативы

Эклектика.

Эклектическое направление, в том случае, когда оно приближается к синкретизму, то есть к беспринципному и не методичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой эклектизм знаменует упадок философского творчества и появляется в истории, обыкновенно, после того как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение.

В XIX веке эклектиком был Кузен. Критерием при определении истинности начал обыкновенно служит «здравый смысл». Ежели такое направление в философии и не выдерживает критики, то это ещё не значит, что всякий эклектизм должен быть осуждаем. Всякая система должна считаться с твёрдо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путём критики находить в них зерно истины, эклектизм может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы.

Софистика.

Софисты – люди, кот.посвящ. себя умств. деят-ти и были проф. учителями. Они не столько углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знания, распространяя то, что уже было приобретено к тому времени ф. и наукой. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение. Их гл. целью было обучение использованию приобретенных знаний в дискуссиях и полемике, и поэтому столь серьезное значение придавалось риторике. Эти «учителя мудрости» учили не только технике политич.и юридич.деят-ти, а заодно обучали и вопросам философии. Некот.софисты обучали приемам и формам убеждения и док-в независ.от вопроса об истинности док-мыхположений. (напр. то, что ты не потерял, ты не имеешь; ты не потерял рога, сл-но, ты их не имеешь).

Метафизика.

Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Метафизические вопросы:

• Что есть причина причин? Каковы начала начал?

• Где эти начала располагаются?

• Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло бы гарантировать получение достоверных ответов на эти вопросы?

• Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще существуют)?

Релятивизм.

Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма —преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму(нельзя достигнуть объективной истины).

Догматизм.

Способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике) и опирающийся на них.

Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: