Человек как философская проблема

Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира. Да и не только философия, но и любая другая деятельность людей имеет

ориентированный на самого человека стержень, исчезновение которого приводит

к потере цели всякой деятельности, ее движущих символов. Человека изучают

биология, медицина, психология, лингвистика и другие науки, обращая

внимание на его частные проявления. В ф-фииф.антропология, экзистенциализм.

Протагор: Чел-мера всех вещей…; чел- автор и субъект мира. Сократ «Познай самого себя»,этика. Платон душа(бессмертна) в склепе тела. Аристотель душа и тело в гармонии; чел- (впервые)соц существо! Чел органично встроен в мир; способен развивать себя; разумность следствие соц жизни. В средневековье забывают о чел: чел- это творение Бога, тело+душа(святой дух). В Возрождении(15-16в) чел снова в центре, он освобождается от незыблемых догм. Пико деллаМирандола: возвышение чел в силу его причастности всему земному и небесному, свобода выбора, самоопределение, «чел- творец самого себя», разностороннее развитие, чистая душа, ответственность за поступки. Кузанский: чел- микрокосмос, «чел есть ум его». Новое время(17-18в) Бэкон: чел- слуга природы. Декарт говорил, что только чел присуща душа. Просвещение(18в)- культ чел разума, разум способен дать ответы на все вопросы и привести к счастью. Кант: труд «Антропология с прагматической точки зрения»(способности чел: познание, удовольствие, желание); чел-самый главный предмет в мире,т.к он обладает самосознанием; чел- индивидуальность, личность, отсюда эгоизм; душа не объект изучения для науки; чел- вещь в себе; чел должен относиться к другому согласно категорическому императиву. Фейербах: чел как биологическое существо, но это ошибка. Маркс и Энгельс доказали что чел это соц.существо; чел- это не есть абстракт присущий отдельному индивиду, а совокупность(ансамбль) общественных отношений. В современном понимании чел- это целостное единство биологического, психического и социального уровней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: