Разнообразие и многочисленность сведений, необходимых для решения задач современного судовождения при различных условиях плавания, не позволяют с нужной подробностью и точностью поместить намеченное содержание на морской карте одного типа. Поэтому в практике судовождения выработались два основных типа морских карт, определяемых их назначением.
Справочные и вспомогательные карты очень разнообразны по содержанию. Первые предназначены для изучения физико-географических и других элементов, которые не могут быть показаны на общенавигационных картах или являются обобщениями для больших морских районов, вторые служат для различных построений и специальных расчетов и, как правило, представляют собой картографическую основу без изображения ситуации местности либо весьма обобщенное ее изображение.
Навигационные морские карты, главным содержанием которых являются элементы навигационно-гидрографической обстановки, предназначены для обеспечения задач судовождения. На таких картах выполняется счисление пути судна, ориентировка в обстановке, определение координат судна, графическое решение ряда других общенавигационных задач во время плавания. Эти карты являются основным и наиболее распространенным типом морских карт.
|
|
Навигационные морские карты, в свою очередь, подразделяются на:
- навигационные морские карты (НМК);
- радионавигационные морские карты (РНК);
- навигационно-промысловые морские карты (НПК)
- карты для внутренних водных путей (КВВП).
Собственно НМК составляют основную подгруппу морских карт, непосредственно обеспечивающих безопасность мореплавания. На районы, расположенные в пределах широт 0-85°, такие карты составляют в нормальной проекции Меркатора, а на приполярные районы - в поперечной проекции Меркатора. На таких НМК наиболее полно отображаются рельеф дна, характер берегов и вся навигационная обстановка района, описываемого данной картой.
Особенно важно для НМК - соблюдение геометрического подобия, так как оно определяет наглядное соответствие карты местности и масштабной точности, от чего зависит точность графических расчетов, выполняемых на карте.
Выбор масштаба НМК обусловлен удалением от берега пути следования судна. Обычно по мере приближения к берегу условия плавания усложняются, возможность выбора курсов ограничивается, количество навигационных опасностей увеличивается. Поэтому для обеспечения плавания вблизи берегов на НМК необходимо иметь большую подробность в элементах содержания. Это, а также повышение требований к точности графической работы на НМК, отражающих районы вблизи берегов, обусловливает выбор более крупных масштабов таких карт по сравнению с НМК районов моря, отдаленных от берегов.
|
|
Таким образом, НМК должны отражать особенности плавания в различных условиях, и в зависимости от таких условий эти карты составляют в различных масштабах и насыщают соответствующим содержанием. Поэтому по масштабам НМК делят на четыре вида:
- генеральные;
- путевые;
- частные;
- навигационные морские планы (НМП).
Основные назначения таких НМК и НМП и их масштабы указаны в таблице.
Вид НМК и НМП | Назначение карт | Масштабы | Предельная точность масштаба, м |
Генеральные (Общие) | 1. Для общего изучения условий плавания | 1:5 000 000 1:3 500 000 | |
2. Для обоих навигационных расчетов | 1:3 000 000 1:2 500 000 | ||
3. Для предварительной прокладки | 1:2 000 000 1:1 500 000 | ||
4. Для прокладки пути судна при плавании отдельным морем в большом удалении от берегов | 1:1 000 000 | ||
Путевые | 1. Для обеспечения ведения навигационной прокладки при плавании вдоль побережий в значительном удалении от берегов | 1:500 000 1:300 000 1: 250 000 1:200 000 1:150 000 1:100 000 | |
Частные | 1. Для обеспечения подхода к берегу моря | 1:50 000 | |
2. Для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (узкостях, шхерах и т.д.) | 1:40 000 1:30 000 1:25 000 | ||
Навигационные морские планы | 1. Для руководства при входе в порты, гавани, бухты, на якорные места, рейды и т.д. | 1:25 000 1:20 000 1:15 000 1:12 000 1:10 000 | 2,4 |
2. При перемещении, швартовке и постановке на якорь внутри акваторий | 1:7 500 1:7 000 1:6 000 1:5 000 1:4 000 | 1,5 1,4 1,2 1,0 0,8 | |
3. Для обеспечения производства гидротехнических и дноуглубительных работ | 1:3 000 1:2 500 1:2 000 1:1 500 1:1 000 1:500 | 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 |
По внешнему виду НМП отличается от НМК тем, что его рамка не разбита на градусы и минуты, а промежуточные меридианы и параллели не проведены. Но на каждом НМП имеется масштаб: по широте (в морских милях и их долях) - для снятия широты и измерения расстояний; по долготе (в экваториальных милях) - для снятия долготы точки. Иногда на НМП имеется масштаб только по широте.