Определение места корабля по трем пеленгам возможно в случае, когда в видимости корабля имеются три ориентира для определения одновременно измеряются компасные пеленги на три ориентира: КПА, КПв, КПс. Измеренные компасные пеленги исправляются поправкой гирокомпаса:
КПА' + ΔГК = ИПА (4)
КПв' + ΔГК = ИПв
КПс' + ΔГК = ИПс
Полученным истинным пеленгам соответствует три изолинии. Приложив на карте изолинии трех истинных пеленгов, в точке их пересечения получают место корабля К (Рис.5)
Рис.5
Также как и при определении места по двум пеленгам один наблюдатель измеряет пеленги не одновременно, а последовательно один за другим. Это приводит к появлению погрешности в месте корабля. Для исключения этой погрешности пеленги приводятся к одному месту. Для приведения пеленгов к одному месту производится измерение пяти пеленгов в такой последовательности: КПА1, КПв1, КПс, КПв2, КПА2.
Рассчитывается среднее значение пеленгов на ориентиры А и В:
КПА = (КПА1 + КПА2)/2; (5)
КПв = (КПв1 + КПв2)/2;
|
|
Полученные средние компасные пеленги на ориентиры А и В исправляются поправкой гирокомпаса. Так же исправляются поправкой компаса и компасный пеленг на ориентир С.
Изолинии, соответствующие полученным истинным пеленгам, проложенные на карте, дадут место, свободное от погрешностей, возникающей от неодновременного измерения пеленгов.
При движении корабля малой скоростью приведение пеленгов к одному месту, как правило не производится. В этом случае для уменьшения погрешностей возникающей от неодновременного измерения пеленгов, необходимо соблюдать порядок пеленгования.
Первым измеряется пеленг на тот ориентир, курсовой угол которого ниже К 0° или 180°.
Получив место корабля в точке К в нее переносят счислимое место корабля. Из полученной точки прокладывается истинный курс или путь, которым идет корабль.