Правотворчество — это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчеству присущи следующие принципы:
·научность (важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию);
• профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы);
• законность (подобная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов);
• демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе);
•гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности).
•оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Виды правотворчества:
1) в зависимости от субъектов на:
• правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования);
• правотворчество государственных органов (ГД, Правительства РФ);
• правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);
• правотворчество органов местного самоуправления.
|
|
• локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
•правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов);
2) в зависимости от значимости на:
• законотворчество (правотворчество высших представительных органов — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
• делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти по принятию для оперативного решения опр. проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представит. органа);
• подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам).