Мотивация и деятельность. Влияние мотивации на продуктивность деятельности: оптимум мотивации

Деятельность – совокупность действий, вызванная одним мотивом.

Мотивация - побуждение к действию (совокупность причин, которые определяют, поддерживают, задают поведение). Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Оптимум мотивации.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Например, уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Такой характер взаимодействия продуктивности деятельности и мотивации описан законами ученых Р.М. Йерксом и ж.Д. Додсоном.

Оптимум мотивации изменяется, очевидно, при каждой задаче. Йеркс и Додсон провели в 1908r. важный эксперимент, который дал оди­наковые результаты на животных (крысах, цыплятах, кошках)57знавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности, адаптации к задачам, которые ставит сре) и человеке. Задача со­стояла в различении двух яркостей, при этом сложность задачи варьирова­лась: всего предполагалось три уровня трудности различения и предусматривались три уровня мотивации (интенсивность тока): слабый, средний или сильный электрический удар как наказание за ошибки (рис1: а – ось с числом проб, в – ось, где отмечены уровни силы: слабая, умеренная, Сильная; 1 –трудная задача, 2 – средняя задача, 3 – слабая задача).

График показывает, что в каждом случае имеется свой оптимум мотивации.

В каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым. Оптимум зависит и от трудности за­дачи, поэтому закон Йеркса-Додсона можно сформулировать следующим образом: «с увеличением трудности задачи интенсивность наказания, оп­ределяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к по­роговой величине», т.е. в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответ­ствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.

Подтверждением этого закона являются результаты Патри­ка, полученные на человеке. Испытуемого помещали в кабину с 4 две­рями, из которой он должен был как можно быстрее найти выход. Для это­го нужно было определить дверь, которая не запиралась, причем место ис­комой двери менялось в случайном порядке, но никогда не повторялось два раза подряд. Логического решения задачи не существо­вало, надо найти рациональную стра­тегию. Если усиливали мотивацию испытуемого (в кабине сверху сыпались гвозди или пропускался слабый электрический ток через пол), решения становились менее рациональными, более стереотипным и в конечном счете неэффективным.

Первый закон Йеркса-Додсона утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Согласно второму закону Йеркса-Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: