основные методы | вспомогательные методы | |||
Наблюдение (исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации) | эксперимент (исследователь вмешивается в ситуацию; создается искусственная ситуация, а в ней лучше всего оценивается и выделяется изучаемое свойство) | Тест испытуемые выполняют конкретные действия по специальному заданию исследователя | ||
внешнее объективно | внутреннее (самонаблюдение) субъективно | естественный проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс | лабораторный проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора | Беседа метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем |
Анкетирование похоже на опросник | ||||
невключенное (свободное) используется в случае, если признаки изучаемого явления не известны исследователю | включенное («изнутри» изучаемого объекта) *может привнести субъективизм со стороны исследователя за счет непосредственного участия в процессе | опросник метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя | ||
биографический метод изучение личности с опрой на биографические особенности (семья и тп) этот метод не распространен широко, он используется в основном при диагностике поведения, а не психических процессов. |
Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.
|
|
Классификация С.Я.Рубинштейна (советский психолог) предполагает 4 звена:
первое наблюдение и эксперимент,
второе изучение продуктов деятельности,
третье беседа и
четвертое анкета.
Г. Пирьов (болгарский психолог и педагог) расположил методы так:
собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники),
вспомогательные методы (математические, биохимические) и
методические подходы (генетический и психофизиологический)
Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым (советский психолог).
По его классификации, все методы делятся на 4 группы:
1)Организационные
Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)
Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)
|
|
2)Эмпирические
Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)
3)Методы по сбору обработки данных
Методы качественного описания
Методы математико-статистического анализа данных
4)Интрепретационные методы
Фило- и онтогенетический
Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)