Характеристика основных методов психологии

основные методы вспомогательные методы
Наблюдение (исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации) эксперимент (исследователь вмешивается в ситуацию; создается искусственная ситуация, а в ней лучше всего оценивается и выделяется изучаемое свойство) Тест испытуемые выполняют конкретные действия по специальному заданию исследователя
внешнее объективно внутреннее (самонаблюдение) субъективно естественный проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс лабораторный проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора Беседа метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем
Анкетирование похоже на опросник
невключенное (свободное) используется в случае, если признаки изучаемого явления не известны исследователю включенное («изнутри» изучаемого объекта) *может привнести субъективизм со стороны исследователя за счет непосредственного участия в процессе     опросник метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя
биографический метод изучение личности с опрой на биографические особенности (семья и тп) этот метод не распространен широко, он используется в основном при диагностике поведения, а не психических процессов.

Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейна (советский психолог) предполагает 4 звена:

первое наблюдение и эксперимент,

второе изучение продуктов деятельности,

третье беседа и

четвертое анкета.

Г. Пирьов (болгарский психолог и педагог) расположил методы так:

собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники),

вспомогательные методы (математические, биохимические) и

методические подходы (генетический и психофизиологический)

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым (советский психолог).

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

1)Организационные

Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)

Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

2)Эмпирические

Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)

Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)

Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)

Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

3)Методы по сбору обработки данных

Методы качественного описания

Методы математико-статистического анализа данных

4)Интрепретационные методы

Фило- и онтогенетический

Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: