Конституция Российской Федерации в части определения, какие международные договоры входят в правовую систему, придерживается следующей позиции:международные договоры Российской Федерации — это те соглашения, на юридическую обязательность которых для себя она согласилась в той или иной предусмотренной внутригосударственным и международным правом форме (подписания, ратификации, присоединения и т.д.).
При опосредованной трансформации имеется в виду, что конституция или другие законодательные акты регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внутри государств. Например, в связи с подписанием Российской Федерацией 17 марта 1992 г. Конвенции о трансграничном взаимодействии промышленных аварий Правительство России издало специальное Постановление от 4 ноября 1993 г. № 1118 «О принятии Конвенции о трансграничном взаимодействии промышленных аварий» , содержащее перечень действий компетентных органов по реализации участи Российской Федерации в названной Конвенции, в том числе устанавливающее обязанность МИД России уведомить депозитария о принятии Правительством Российской Федерации, возлагающим организацию выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из конвенции, на Государственный комитет по охране окружающей среды, выполнение функций по оповещению и действиям при ликвидации последствий промышленных аварий — на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
|
|
В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах.
Издание внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы.
Это осуществляется путем:
определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора;
издания нормативных актов для исполнения принятого международного договора;
включения в действующее законодательство отсылок к международному договору.
Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применяться вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права.
Нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства и изымают отдельные отношения из сферы применения отечественного права.
РФ разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно говорить об общем и специальном санкционировании.
|
|
В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или «привязок» к договорам и т.д.