Тема 7. Правотворческая деятельность государства. Норма права

Правотворчество и законотворчество: понятие, назначение, соотношение. Нормативно-правовые акты создаются в результате особой – правотворческой деятельности органов государства, наделенных правом создавать правила поведения. Правотворчество является важным признаком любого государства, поскольку общество нуждается в четких правилах взаимоотношений между людьми. В законах выражаются значимые для граждан потребности, удовлетворение которых нуждается в регулировании. Нормативно-правовые акты могут создаваться различными способами.

Правотворчество может выражаться в непосредственном правотворчестве народа в форме всенародного голосования по наиболее важным вопросам. Таким образом, в большинстве стран принимаются конституции.

Правотворчество может представлять собой санкционирование, то есть придание характера правовой нормы правилу поведения, которое или уже существовало в обществе в форме обычая или выработано общественными организациями. Наконец, определенные нормативно-правовые акты - законы, создаются в результате непосредственной правотворческой деятельности уполномоченных на это государственных органов, обычно парламента.

Смысл и назначение правотворческой деятельности государства состоит в выработке таких правил поведения и взаимоотношений, которые соответствовали бы интересам и потребностям общества, способствовали бы его процветанию и развитию.

Любой закон - это всегда реакция государства на злободневную проблему, появившуюся потребность. Важно, чтобы законодатель (в данном случае парламент) вовремя увидел эту проблему и создал правовые средства ее решения. Но законодатель может как опаздывать, так и торопиться с принятием нужного закона, тогда закон не снимает проблему, а обостряет ее решение. Например, отсутствие законов, регулирующих деятельность инвестиционных компаний и фондов (организаций, завлекающих денежные средства населения), обернулось в России появлением большой армии обманутых вкладчиков, деньги которых были присвоены современными Остапами Бендерами.

Следовательно, существуют два понятия - "правотворчество" и "законотворчество", которые характеризуют деятельность органов государства в области создания правовых актов.

Правотворчество характеризует деятельность всех органов государства в области создания правовых актов, которые на это уполномочены, то есть органов законодательной, исполнительной, судебной властей, органов местного самоуправления.

Законотворчество, то есть деятельность по созданию и принятию законов, является особым видом правотворчества и относится к компетенции законодательных органов власти.

Законодательный процесс: понятие, стадии. Законы создаются в ходе законодательного процесса, который представляет собой ряд последовательно осуществляемых действий, начиная от внесения законопроекта в законодательный орган до доведения его содержания до населения. Эти действия представляют собой стадии законодательного процесса.

Законодательный процесс в Российской Федерации (рис.5) начинается с законодательной инициативы, смысл которой состоит в том, что уполномоченный на то орган государства вносит в парламент предложение об издании нормативного акта или проекта подготовленного закона. По Конституции Российской Федерации таким правом обладают президент, Совет Федерации, депутаты, правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам, относящимся к их ведению.

Затем осуществляется подготовка законопроекта, если его принятие признано важным. К этой стадии относятся обсуждение законопроекта в комиссиях и комитетах Государственной Думы, его правовая экспертиза, заключение профильного комитета и опубликование для обсуждения.

Далее следует стадия принятия закона. Процесс принятия закона в Государственной Думе осуществляется обычно в трех чтениях. В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, выслушиваются мнения как сторонников, так и противников законопроекта.

Второе чтение предполагает постатейное обсуждение и внесение поправок в текст законопроекта. Третье чтение состоит в голосовании либо за, либо против законопроекта в целом. На завершающей стадии не разрешается вносить никаких поправок. Обычные федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, то есть необходимо, чтобы за законопроект проголосовала половина депутатов и еще один депутат.

Через пять дней после принятия закона в Государственной Думе он передается в Совет Федерации, который может либо одобрить, либо отклонить закон. Закон одобрен, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Затем закон передается на подпись президенту, что означает его обнародование и вступление в силу. Это бывает тогда, когда в течение 14 дней президент подписывает закон, или если президент не успел его рассмотреть, закон вступает в силу автоматически. Президент может отклонить закон и возвратить его со своими поправками и замечаниями для повторного рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации. Последние могут преодолеть вето президента и принять закон в прежних формулировках, если за него проголосуют 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого закон подлежит подписанию президентом в течение семи дней.

Система права. Одним из признаков права является системность. В переводе с греческого термин "система" (systemа) означает "целое", "составленное из частей". Причем это не простая сумма частей. Систему отличает непротиворечивость, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают существование всей системы. Если какой-либо элемент выйдет из строя, приходит в негодность и вся система.

Право тоже представляет собой систему взаимосвязанных элементов: норм права, институтов права, подотраслей права и отраслей права. Каждый из них выполняет вполне определенную функцию в обществе. Взаимосвязь этих элементов права отражает понятие "система права".

Система права – внутреннее строение права, отражающее характер взаимосвязи его элементов (отраслей, подотраслей, институтов и норм), выделенных в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Система права обладает рядом признаков: непротиворечивостью, структурированностью, взаимосвязью элементов, формированием в соответствии с общественными потребностями.

Норма права и ее признаки. Жизнь человека в обществе достаточно регламентирована, упорядочена. Она протекает в соответствии с представлениями в общественном сознании о том, что благоприятно или неблагоприятно, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. В своей жизни человек стремится к удовлетворению собственных потребностей, реализация которых заставляет вступать во взаимоотношения с другими людьми, также обладающими различными потребностями. В интересах конструктивного развития общества необходимо, чтобы удовлетворение разнообразных человеческих потребностей осуществлялось по общепринятым правилам. Их называют нормами.

В обществе существует много норм, и они различаются по своему содержанию и строгости. Одни нормы отличаются своей неопределенностью и допускают возможность выбора варианта поведения (например, могу уступить место в трамвае пожилому человеку, а могу и "не заметить" его). Соблюдение одних норм контролируется теми или иными группами, к которым принадлежит человек. Плохо или хорошо вы поступили, пропустив занятия в институте, определяет семья, в которой вы живете.

Однако существуют нормы, содержание которых вполне конкретно, и нарушение их влечет за собой определенное наказание. За их соблюдением осуществляют контроль правоохранительные органы государства (полиция, суд, прокуратура, органы безопасности и т. п.). В этом случае речь идет о норме права.

Норма права, как и любая другая разновидность социальной нормы (норма морали, традиции, обычая, религиозная норма, и т. п.), представляет собой правою поведения, которое определяет границы возможного, дозволенного и должного поведения индивида, организаций, государства.

Однако норма права обладает рядом признаков, которые отличают ее от других видов социальных норм.

Во-первых, норма права является общеобязательным правилом поведения людей в обществе. Общеобязательность выражается в том, что она является государственно-властным предписанием, созданным для всех людей. Правовая норма определяет общеобязательные границы возможного и должного поведения. Правовая норма указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени необходимо действовать человеку. Она выступает в качестве одинакового масштаба, равной меры свободы для всех и каждого, кто оказался в сфере ее действия. Общеобязательность нормы права выражается и в том, что она охватывает наиболее типичные, часто повторяющиеся, а не единичные социальные процессы, образцы поведения.

Во-вторых, норма права является правилом поведения, гарантированным возможностью государственного принуждения. Это отличает правовую норму от всех иных социальных норм и обеспечивает ее действенность, эффективность.

В-третьих, норму права отличает неперсонифицированность, то есть обращенность не к конкретному лицу (адресность), а к каждому (любому) гражданину.

В-четвертых, правовая норма характеризуется формальной определенностью - она закрепляется в нормативно-правовом акте (официальном документе государства). В отличие от норм морали, которые, как правило, не фиксируются в документах государства, правовая норма представляет собой детализированное и четко выраженное в письменной форме правило поведения.

Формальная определенность правовой нормы позволяет не только вычленить ее внутреннюю структуру, но и не допускает двусмысленности, возможной подмены буквы закона субъективно истолкованным духом закона. Древние римляне говорили: "Пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир". Формально закрепленное правило поведения позволяет оперировать правом в целях упорядочения и целенаправленного воздействия на развитие общества.

В-пятых, норма права носит представительно обязывающий характер. Она регулирует взаимоотношения между людьми через наделение одних правами и возложение на других обязанностей.

Правовая норма предоставляет, например, собственнику свободу действий по удовлетворению своих законных прав: право собственника распоряжаться принадлежащей ему собственностью, как он пожелает, - он может ее продать, подарить, отдать в пользование, никто не может покушаться на ваши права собственника.

Однако норма права обязывает данного собственника совершать определенные действия, ограничивая, таким образом, его свободу. Если собственник на своем участке открыл производство наркотиков, то права собственника в этом случае будут либо ограничены (изъятие, уничтожение нарковеществ), либо его обяжут соблюдать определенные правила изготовления наркотических и психотропных веществ (лицензия, акциз, СанПиН и т.д.). Все это зависит от сложившегося (по чьей указке?) в общественном сознании понимания термина наркотик?! (а не от того, является ли то или иное вещество таковым на самом деле). Пример: так, в России алкоголь и табак законодательно не отнесены к наркотикам (хотя таковыми являются!), и, следовательно, для их изготовления, рекламы и продажи населению необходимо иметь всего лишь какие-то (в данном случае неважно какие, ведь речь идет о наркотиках) документы, подтверждающие, что такое право предоставлено такой-то фирме государством (!), в лице такого-то органа[i]

Таким образом, правовая норма предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав и интересов одних, одновременно обязывает других совершать определенные действия, ограничивая их произвол.

В-шестых, правовая норма характеризуется многократностью действия. Она создается для постоянного применения, и ее действие не завершается после ее использования.

Таким образом, норма права есть установленное или признанное государством общеобязательное правило поведения, обеспеченное возможностью государственного принуждения, закрепленное и опубликованное в официальных актах государства.

Структура нормы права. Появление нормы права отражало возросший уровень индивидуального сознания и культурного развития человека, его способность соизмерять условия и результаты своего поведения. Нельзя было требовать от человека что-либо сделать в духе "пойди туда, не знаю куда", если условий для этого не было, и притом наказывать его за неисполнение властного предписания.

Правило поведения бессмысленно, если нет условий для его реализации. Это не способствует упорядочению взаимоотношений между людьми, не делает их взаимодействия предсказуемыми и стабильными. Такая ситуация порождала произвол сильного над слабым.

Правовая норма, будучи четко выраженным детализированным правилом поведения, связывает в единое целое условия для соответствующего поведения или действия, само действие, то есть правило поведения, и последствия, наступающие за нарушение данного правила.

Именно эти три фактора обусловили наличие внутри нормы права трех элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции. Взаимосвязь этих трех частей правовой нормы осуществляется по правилу "если ® то ® иначе", где "если" - условии действия нормы права, "то" – содержание правила поведения, "иначе" - неблагоприятные последствия, которые наступают за нарушение правила.

Гипотеза - часть правовой нормы, которая указывает на конкретные условия (жизненные обстоятельства), наличие которых позволяет осуществить правило поведения. Гипотеза придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение.

Диспозиция - часть правовой нормы, которая содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. Обычно диспозиция содержит права и обязанности тех, кто вступает в правоотношения.

Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, наступающие у нарушителя правила поведения (диспозиции). Ответственность наступает за нарушение определенной нормы права.

В реальной жизни люди вступают в различные взаимоотношения по поводу реализации собственных потребностей. Их стремление удовлетворить свои потребности часто наталкивается на подобное стремление другого человека. Взаимодействие людей нуждаются в регуляции. Государство с помощью правовых норм предоставляет всем равную меру, масштаб свободы в удовлетворении своих законных интересов и потребностей. Поскольку интересы и потребности людей в реальной жизни тесно переплетены, взаимозависимы, то и правовые нормы имеют характер системы, то есть органично взаимосвязаны и со­гласованы одна с другой. Вероятно, эффективно регулировать отношения в обществе можно, лишь принимая законы в комплексе, прослеживая взаимосвязи принятого нового закона с уже имеющимися,исключая тем самым противоречия между ними.

В зависимости от потребностей взаимоотношения между людьми можно подразделить на властные, управленческие, имущественные (ка­сающиеся материальных благ), неимущественные (связанные с защитой чести и достоинства, доброго имени, здоровья и т. д.), трудовые, семей­ные, земельные и т. д. Определенный вид общественного отношения регулируется соответствующими правовыми нормами, которые составляют отрасль права.

Отрасль права - это совокупность связанных между собой норм, регу­лирующих общественные отношения какой-то определенной области, обла­дающих качественным своеобразием. Отрасль права является главным эле­ментом всей системы права и представляет собой совокупность относи­тельно обособленных в кодексе или законе правовых норм, которые по­зволяют регулировать целые области жизнедеятельности общества.

Отрасли права различаются по двум критериям: предмету и методу правового регулирования.

Предметом правового регулирования является то, на что воздействуют нормы права, то есть действия, деятельность, формирующие обществен­ные отношения. Поскольку право воздействует на общественные отно­шения, то качественно определенный вид общественных отношений ре­гулируется соответствующей отраслью права. Следовательно, предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Воздействие на конкретный вид общественных отношений право осуществляет посредством различных методов.

Метод правового регули­рования - это совокупность юридических способов и приемов воздействия на общественные отношения. Поскольку общественное отношение - это взаимодействие двух сторон, то метод правового регулирования зависит от характера взаимного положения участников правовых отношений.

Выделяют диспозитивный метод (автономии) - способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет субъектам права широкие возможности автономного, свободного поведения, выбора соответствующих решений по принципу: "разрешено все, что не запрещено". И только когда стороны не могут сами договориться о содержании своих отношений, тогда они должны руководствоваться правилами, установленными государством в этой сфе­ре жизни. Прямо противоположный метод - императивный (автори­тарный), основу которого составляют отношения господства и подчинения. Он преобладает в тех отраслях, где отношения участников характе­ризуются неравенством(например, административное, уголовное право). Императивный метод не допускает отступления от установленного пра­вила поведения.

Методы правового регулирования осуществляют свое воздействие по­средством трех способов - дозволения, обязывания и запрещения.

Дозволение как способ правового воздействия означает предоставление лицу права совершать действия, не запрещенные законом при удовлетворе­нии своих потребностей. Обычно дозволения имеют место там, где поло­жение участников правовых отношений является равным. Так, нормы гражданского права, которые регулируют имущественные и личные не­имущественные отношения, предоставляют их участникам полную сво­боду действий в пределах данных норм. Участники правовых отношений равны и могут по взаимному соглашению изменять или прекращать взя­тые на себя обязательства.

Иной способ правового воздействия - метод властного обязывания действует в ситуациях, когда положение сторон оказывается неравным. Он предусматривает возложение на субъекта обязательности совершать определенные действия. Например, нормы административного права, ре­гулирующие отношения в области государственного управления, охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан, воздействуют путем установления властных предписаний. Органы исполнительной вла­сти наделены правом требовать от граждан соблюдения общественного порядка (на улице, в парках, на стадионах и т. д.), уважения прав и ин­тересов других людей. В противном случае к ним могут быть применены меры административного принуждения, как, например, краткосрочное задержание гражданина органами милиции для составления протокола о правонарушении; принудительное лечение лиц, страдающих заболева­ниями, опасными для окружающих; применение оружия работниками милиции и т. п.

Запрещение как метод правового регулирования обязывает субъекта воздержаться от недозволенных действий. Так, нормы уголовного права запрещают совершать действия, опасные как для общества и государства, так и для отдельного человека.

Отрасли объединяют в единый комплекс норм правовые институты. Правовой институт представляет собой совокупность обособленных право­вых норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль (отрасли) права.

Так, институт залога является предметом регулирования только граж­данского права, а институт собственности включает в себя нормы кон­ституционного, гражданского, семейного, административного и других отраслей права.

Совокупность правовых институтов, регулирующих взаимосвязанные родственные отношения одной и той же отрасли, составляет подотрасль права. В гражданском праве выделяют, например, такие подотрасли, как обязательственное право, наследственное право, и.т.д.

Разновидности отраслей права и критерии их выделения. Система права современного общества объединяет ряд отраслей. Они могут классифицироваться по различным критериям. Общепризнанным является деление отраслей по назначению норм права на отрасли материального и процессуального права (рис.6).

Термин "материальное право" обозначает правовые нормы, с помощью которых государство прямо влияет на общественные отношения. Они закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования государственных органов.

Термин "процессуальное право" включает нормы, которые регулируют отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел.

К группе отраслей материального права относятся: конституционное, административное, финансовое, уголовное, земельное, гражданское, трудовое и семейное право (рис.7).

Во вторую группу отраслей процессуального права входят: гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое право.

Конституционное право составляют нормы, закрепляющие основы общественного и государственного устройства страны, порядок образования и систему органов государства и их полномочия, основы правового положения граждан. В конституционном праве формируются те принципы организации жизни общества и государства, которые являются основой для других отраслей права.

Гражданское право включает нормы, регулирующие разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (право на имя, на авторство, защиту чести и достоинства и т. п.). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в договорах, сделках, обязательствах, при вступлении в наследство и т. п.

Гражданско-процессуальное право содержит нормы, которые регулируют порядок разбирательства и разрешения судом гражданских, семейных и трудовых споров. Они определяют ход судебного разбирательства, порядок вынесения и обжалования судебного решения, цели, задачи и обязанности суда при осуществлении правосудия, права и обязанности сторон - истца (лица, обратившегося в суд за защитой своего нарушенного права) и ответчика (лица, привлекаемого к делу в связи с предъявленным ему истцом исковым требованием).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: