double arrow

Международно-правовые нормы

К источникам международного права в рассматриваемой сфере в первую очередь следует отнести: «Практические меры борьбы с коррупцией» (изданы Секретариатом ООН в июле 1990 г.); Рекомендации Европейского парламента о борьбе с коррупцией в Европе (декабрь 1995 г.), Программу действий по борьбе с коррупцией (принята комитетом Совета министров Европы в ноябре 1996 г.); Конвенцию о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций и Рекомендации Совета ОЭСР по борьбе с коррупцией (май 1997 г.); Конвенцию Евросоюза о борьбе с коррупцией среди должностных лиц Евросоюза и государств-участников (май 1997 г.); Уголовно-правовую конвенцию о коррупции, Гражданско-правовую конвенцию о коррупции. Важнейшим событием создания правовой базы в сфере борьбы с коррупцией стало подписание Россией Конвенции ООН «Против коррупции» в г. Мерида (Мексика). Эта Кон­венция ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г.

Конвенция содержит много положений, которые позволяют совершенствовать законодательную базу государств, ее подписавших, практику борьбы с коррупцией. В ней закреплены, в частности: основные термины (ст. 8), политика и практика противодействия коррупции (ст.5), определены органы по противодействию ей (ст. 6), положения относительно кодексов поведения публичных должностных лиц (ст. 8); принципы определения коррупционных преступлений (ст. 17). Отдельная глава (IV) посвящена международному сотрудничеству, которое включает в себя, в том числе передачу осужденных в страну их гражданства (ст. 45) и др.

Следует отметить, что в целях реализации данной конвенции Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799[47] установлены, центральны органы Российской Федерации, ответственные за реализацию положений Конвенции, касающихся взаимной правовой помощи: Министерство юстиции Российской Федерации - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел; Генеральная Прокуратура Российской Федерации - по иным вопросам взаимной правовой помощи.

Позитивным шагом российского законодателя является также ратификация Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), которая вступила в силу с 7 июля 2002 г.

Следует отметить связь уголовно-правовой конвенции о коррупции с другими европейскими актами, среди которых особое значение имеют Европейская конвенция о выдаче и Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в 1990 г.

В Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию нашли отражение такие положения, имеющие значение применительно к теме лекции, как: определение государственного должностного лица (ст.1); определение «использование служебного положения в корыстных целях» - «обещание, предложение или представление, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что он может оказать неправомерное влияние на принятие решения, в том числе каким-либо государственным должностным лицом, за вознаграждение, независимо от того, представляется ли такое прет имущество ему самому или кому-либо еще, а также просьбы, принятия или согласия с предложением или обещанием предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен в результате желаемый результат» (ст. 12); принятие таких мер, которые могут потребоваться для обеспечения специализации соответствующих лиц или органов по борьбе с коррупцией (ст. 20); принятие мер для обеспечения эффективной и надлежащей защиты: а) тек, кто сообщает об коррупционных преступлениях; б) свидетелей, дающих показания, касающиеся этих преступлений (ст. 22); выдача коррупционных преступников (ст. 27).

Среди международных документов по вопросам противодействия коррупции, с учетом специализации учебного заведения, особый интерес вызывают документы, предусматривающие меры по противодействию коррупционных проявлений пенитенциарной системе. Здесь уместно привести Правило 79 Европейских пенитенциарных правил: «1. Заработная плата должна быть достаточной для привлечения и удерживания надлежащего персонала». В Комментарии к тексту указанных правил прямо подчеркивается необходимость учитывать тот факт, что если сотрудники не получают соответствующей зарплаты, то это может привести к развитию коррупции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: