Коллективная безопасность в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)

Государства —- участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную по­литику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасно­сти и территориальной целостности одного или нескольких го­сударств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консуль­таций с целью координации позиций и принятия мер для уст­ранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании реше­ния Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враж­дебных действий.

Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплекту­ются в каждом конкретном случае на добровольной основе го­сударствами — участниками Соглашения, за исключением кон­фликтующих сторон.


66. Международно-правовая защита окружающей среды.

В системе прав человека важное место занимают экологические права. Их реализация связана с состоянием окружающей человека природной среды, со взаимоотношениями природы и человеческого общества. Состояние окружающей среды оказывает возрастающее влияние на жизнь человека. В связи с этим по своему содержанию экологические права человека включают право на здоровую окружающую среду, экологически чистые продукты питания, экологически безвредные предметы повседневного спроса, экологически безопасные условия труда, на получение и распространение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также о государственной или частной деятельности, способной нанести ущерб природной среде, право на восстановление природной среды в случае ущерба или разрушения. Обеспечить реализацию указанных прав в современных условиях отдельные государства в полной мере не могут, возникает объективная необходимость установления и развития меж -государственного сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды. Такое сотрудничество осуществляется на основе заключения международных договоров (многосторонних, региональных, двусторонних). Закрепленные в них правила в своей совокупности представляют международное экологическое право как отрасль международного права.

Международная правовая защита окружающей среды предусматривает охрану всей нашей планеты (континентов, океанов, их ресурсов) и околоземного космического пространства, включая Луну.
Правовой статус отдельного государства действителен па его территории, в прибрежных водах и на континентальном шельфе. Правовая деятельность международных правовых объектов определена в основном нормами международного права, хотя многие важные проблемы в правовом отношении все еще не отрегулированы. Существует достаточно много международных договоров, конвенций, соглашений и протоколов, касающихся защиты окружающей среды.

Большое значение для правового регулирования международной защиты окружающей среды имеют определенные решения и рекомендации ООН и многие другие документы, которые приняты Генеральной Ассамблеей ООН, но особое место среди них принадлежит Декларации Стокгольмской конференции ООН по защите окружающей среды и человека от 16 июня 1972 года, а также ее резолюции, постановившей учредить ЮНЕП — Программу ООН по окружающей среде.

Руководство ЮНЕП определило семь приоритетных направлений исследований, которые составили основу плана, определенного Программой ООН: 1) Мировой океан; 2) охрана природы, всего живого мира, его генетических ресурсов; 3) защита окружающей среды; 4) населенные пункты; 5) здоровье человека и качество окружающей среды; 6) энергетика; 7) катастрофы.


67. Международно-правовая защита растительного и животного мира.

Международные договоры по охране животного и растительного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию.

Охрана флоры и фауны. Здесь следует назвать: Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г., Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Соглашение о тропических лесах 1983 г., Конвенцию о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенцию об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохранении белых медведей и многие другие.

Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов.

Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания 1979 г. Ее цель заключается в сохранении дикой флоры и фауны и их природных районов обитания, особенно тех видов и районов обитания, сохранение которых требует сотрудничества нескольких государств, и содействии такому сотрудничеству. Особое внимание уделяется исчезающим и уязвимым видам, включая исчезающие и уязвимые мигрирующие виды. Участники Конвенции обязуются принимать необходимые меры для сохранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на уровне, который отвечает, в частности, экологическим, научным и культурным требованиям, учитывая при этом экономические и рекреационные требования, а также потребности подвидов, разновидностей или форм, находящихся под угрозой на местном уровне.

Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. содержит три приложения. В первое включены все животные, находящиеся под угрозой исчезновения, во второе - виды, которые могут оказаться под такой угрозой, в третье включены те виды, которые по определению любого участника Конвенции подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции.

Соглашение о тропических лесах 1983 г. преследует следующие цели: обеспечение эффективной основы для сотрудничества и консультаций между участниками-производителями и участниками-потребителями тропической древесины по всем соответствующим аспектам сектора тропической древесины; содействие развитию и диверсификаций международной торговли тропической древесиной и улучшению структуры рынка тропической древесины с учетом, с одной стороны, долгосрочного роста потребления и непрерывности поставок, а с другой - цен, выгодных для производителей и справедливых для потребителей, и улучшению доступа на рынки; содействие и помощь исследованиям и разработкам в целях улучшения лесоустройства и улучшения использования древесины и т. д.


68. Операции по поддержанию мира.

ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА - меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, принимаемые Советам Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Согласно Уставу ООН действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств - членов ООН, которые обязаны предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по особым соглашениям необходимые вооруженные силы, помощь и средства обслуживания, включая право прохода через свою территорию (ст. 42 - 43 Устава). Военно-Штабной Комитет ООН, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей, должен давать советы и оказывать помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным нуждам Совета в деле поддержания международного мира и безопасности.

Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

Миротворческая деятельность обладает рядом уникальных преимуществ, включая легитимность и принцип распределения ответственности, а также потенциал по развертыванию и обеспечению функционирования военных и полицейских контингентов из различных стран мира и объединению их усилий с усилиями гражданских миротворцев в целях осуществления комплексных мандатов.

Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.

К миротворцам по праву можно отнести и сотрудников гражданской полиции ООН, наблюдателей за проведением выборов, наблюдателей за соблюдением прав человека и других гражданских специалистов, работающих в миссиях под флагом Организации Объединенных Наций. В перечень задач, которые выполняют миротворцы, входят: конвоирование и охрана грузов гуманитарной помощи, оказание бывшим противникам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных соглашений, оказание помощи в разоружении, содействие в подготовке национальной гражданской полиции. Миротворцы осуществляют помощь беженцам, возвращающимся на свои родные территории, обеспечивают контроль за соблюдением прав человека, обезвреживают наземные мины и проводят восстановительные мероприятия. Однако в конечном счете успех миротворческих операций зависит от согласия и содействия противостоящих сторон.

В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами:

  • согласие сторон;
  • беспристрастность;
  • неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: