Основная роль в процессе образования норм международного космического права принадлежит международному договору. В Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу) 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международного космического права. По мере развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (Соглашение о спасении космонавтов) 1968 года, и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 1972 года, Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 1974 года, соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 1979 года.
Также к договорным источникам международного космического права относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.
Другой вид источников - обычай. Международный обычай - это правило поведения, которое в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным субъекта, и международного общения.
Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это 2 основополагающих принципа свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, т.к. они продолжают являться юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая.
Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные позиции государств относительно определенного образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом[15].
Статут Международного Суда ООН относит к вспомогательным источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Но следует заметить, что вопросы, связанные с использованием и исследованием космического пространства и небесных тел, пока не являлись предметом рассмотрения в Международном Суде ООН или третейских судах, т.к. до сих пор между государствами не возникало практических споров относительно применения или толкования положений международного космического права[16].
Вторым вспомогательным источником являются труды наиболее квалифицированных юристов, специалистов в области международного публичного права, и в первую очередь международного космического права.
|
|
|
|
70. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.
Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111).
Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Это означает, что достоянием всего человечества являются и результаты деятельности, связанной с исследованием и использованием космоса. В соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах устанавливается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.
Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами" (ст. II). Идентичное положение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: "Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица".
Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны. Целями данного режима, в частности, будут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, "справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны".
|
|
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования.
Государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового уничтожения) демилитаризованным (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г.) Ограничение военной деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
71. Коммерческие права в международном воздушном праве.
Коммерческий характер международных воздушных сообщений связан с тем, что перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты осуществляется за плату. Коммерческая деятельность в данной сфере имеет различные объемы. В зависимости от ее объемов выделяются семь "свобод воздуха" — различного уровня коммерческих прав:
1) право на транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право;
2) право на транзитный полет через территорию иностранного государства с посадкой на его территории без коммерческих целей, т. е. для заправки топливом, технического обслуживания и т. п.;
3) право государства на то, чтобы зарегистрированные им воздушные суда, высаживали на иностранной территории пассажиров, выгружали почту и грузы, взятые на его территории;
|
|
4) право государства принимать на своей территории воздушные суда с пассажирами, почтой и грузом, следующие на территорию государства, национальность которого имеет данное воздушное судно;
5) право государства принимать на своей территории пассажиров, почту и груз, которые должны быть доставлены на территорию любого третьего государства, а также право высаживать пассажиров и выгружать почту и грузы, следующие с любой такой территории;
6) право государства осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между двумя иностранными государствами через собственную территорию;
7) право государства посредством воздушных судов, имеющих его национальность, осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между иностранными государствами, минуя свою территорию.
Предоставление коммерческих прав — прерогатива государства как субъекта международного права. Коммерческие права, подобно праву на выполнение полетов, тесно связаны с суверенитетом государства над своим воздушным пространством.
Такая взаимосвязь нашла закрепление в Воздушном кодексе РФ, согласно которому коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей при выполнении в пределах территории Российской Федерации международных воздушных перевозок и (или) авиационных работ определяется правилами, установленными законодательством и международными договорами Российской Федерации. В основе деятельности указанных субъектов лежит обязанность получения соответствующих лицензий и оформления судовых документов. Судовые документы, имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, признаются действительными на территории Российской Федерации при условии их соответствия международным авиационным стандартам, признаваемым РФ. Перевозчик, согласно договорам воздушной перевозки, обязуется доставить пассажира и его багаж, а также почту и груз в пункт назначения и осуществить выдачу багажа, почты и груза. Воздушный кодекс РФ закрепляет принцип ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем. Эксплуатант, т. е. гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации этого воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие неопределимой силы или умысла потерпевшего.
72. Преступления против человечности: понятие и виды.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ - международные преступления, включают убийства, истребление, порабощение, ссылку (депортацию), пытки, изнасилования и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым либо религиозным мотивам, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
К Преступлениям против человечности относят:
вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или Красного Льва и Солнца или других защитных знаков, признанных соответствующими Конвенциями или Протоколами;
взятие заложников и преступные посягательства на их имущество;
нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;
превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;
превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;
преднамеренное убийство, бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжких страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью;
принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство;
совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;
совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам.
Преступлениями против человечности считают также следующие умышленные действия:
перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы;
неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;
применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;
превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, признанных культурными ценностями с особой защитой, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения;
лишение пользующихся защитой лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство.
73. Преступления международного характера: понятие и виды.
Наибольшую опасность представляют деяния лиц, воплощающие преступную политику государства, как бы персонифицирующие международные преступления государства, т. е. агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными последствиями).
Для характеристики указанных деяний официально используется термин преступления против мира и безопасности человечества; в литературе распространен термин международные преступления.
От международных преступлений в указанном значении следует отграничить преступления международного характера, к которым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей. За рубежом по отношению к таким деяниям принят и иной термин — транснациональные преступления.
В числе такого рода деяний: захват заложников; посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерного материала в противоправных целях; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.
Захват заложников. Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защите гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г.
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Незаконные операции с наркотиками на протяжении многих десятилетий были объектом международно-правового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. охватывают широкий спектр правового регулирования, включая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ в нарушение существующих правил. Новый международно-правовой акт — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г. и подписанная СССР 19 января 1989 г., — провозглашает искоренение незаконного оборота коллективной обязанностью государств. В ст. 3 дан подробный перечень действий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовное преступление.
Незаконный захват воздушного судна. Акты незаконного захвата или осуществление контроля над воздушным судном, находящимся в полете, как отмечено в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации. Преступление характеризуется в ст. 1 следующим образом: незаконные, путем насилия, угрозы применения насилия либо иной формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление над ним контроля, предпринятые любым лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете, а также попытка совершить одно из указанных действий или соучастие в нем. Для целей Конвенции судно считается находящимся в полете с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.
Конвенция применяется только в том случае, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов регистрации такого судна; при этом не имеет значения, совершало судно международный или внутренний полет.