1. Статус (от лат. – положение) это ранг и позиция индивида в группе, его взаимоотношения с другими индивидами; это совокупность прав, привилегий, обязанностей, которые связаны с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Виды социальных статусов:
1) предписанный (прирожденный) человеку обществом или группой, в которой он живет: национальность, место рождения, социальное происхождение; регламентируется обрядом, показывающим переход в другой социальный статус (например, свадебный обряд: переход человека из статуса холостяка в статус женатого);
2) достигаемый (приобретаемый) человеком статус, благодаря собственным усилиям, возможностям за определяемый промежуток времени: профессия, образование (т. е., связанный с активностью субъекта по его
обретению), например: рабочий предприятия стал директором – статус руководителя;
3) личный - определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений, в зависимости от признания его личных качеств (особенно в малой группе);
Социальный статус оказывает влияние на поведение человека → зная статус, можно определить большинство качеств, предсказать действия.
Социальный статус личности. Социальные роли личности.
Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.
Один человек обладает множеством социальных статусов, так как включен в различные социальные группы и категории. Это дало основание Р. Мертону ввести понятие статусного набора.
Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени.
В социологии выделяют различные виды социального статуса. Например, в статусном наборе существует так называемый главный статус, т. е. наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он сам себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.
Разновидностями социального статуса выступают предписанные и достигаемые статусы.
Предписанный статус — это статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему обществом или группой независимо от его способностей или усилий.
Достигаемый статус — этс статус индивида, который закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения.
Для современного индустриального общества характерно преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная тенденция, т. к. достигаемые статусы ведут к значительно более справедливому заполнении: социальных структур в соответствии с личными качествами индивида, его способностями, профессионализмом: что определяет эффективное функционирование индивида в рамках занимаемого статуса.
Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы.
С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью.
В настоящее время бытует мнение, согласно которому свобода индивида в построении роли зависит от специфики позиции, которую он занимает. При этом на одном полюсе расположены бюрократические (формальные) роли, при исполнении которых возможности импровизации минимальны, на другом же полюсе находятся роли неопределенные, такие, как роли родителей, друзей.
2. Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз. Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности). Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты. Межпоколенная мобильность— сравнительное изменение социального статусау различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
Групповая мобильность. Делать карьеру можно в одиночку или группой. Существует индивидуальная и групповая мобильность. Когда существуют кастовые, сословные или расовые привилегии (ограничения на индивидуальную мобильность), тогда представители низших каст, сословий или рас могут попробовать устроить бунт, чтобы добиться отмены этих ограничений и всей своей группой подняться вверх по ступеням социальной лестницы. Список лифтов социальной мобильности. Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. 1) Армия. 36 римских императоров (Юлий Цезарь,Октавиан и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императоров из 65 достигли своего статуса по той же причине. 2) Религиозные организации. Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский Папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Григорий VII (папа римский) в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви императора Священной Римской империи Генриха IV. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии. 3) Школа и научные организации. В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522—1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем — в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, то есть школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4 % академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов. 4) Политический лифт, то есть правительственные группы и партии. 5) Искусство. Среди самых известных литераторов Франции 13 % были из рабочей среды. 6) Пресса, телевидение, радио. Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение. 7) Экономические организации. Накопление богатств — это самый надёжный путь наверх в условиях соблюдения законности, в условиях социальных катаклизмов богатство можно легко отобрать. Нищий аристократ не способен сохранить социальный престиж. В Древнем Риме огромным влиянием пользовались такие богатые предприимчивые рабы, как Тримальхион, Палладий, Нарцисс. Царь Нумидии Югурта путём подкупа должностных лиц Рима добивался поддержки Рима в своей борьбе за престол в конце 2 в. до н. э. Изгнанный, в конце концов, из Рима, он называл «вечный» город продажным городом. Р. Греттон писал о восхождении английской буржуазии: «Пока аристократия и земельное дворянство в 15 в. уничтожали и разоряли друг друга, средний класс шёл в гору, накапливая богатства. В результате нация однажды проснулась, узрев новых хозяев». Средний класс за деньги покупал все желаемые титулы и привилегии. 8) Семья и брак. По древнеримскому закону если свободная женщина выходила замуж за раба, то её дети становились рабами, сын рабыни и свободного человека становился рабом. Сегодня существует «притяжение» богатых невест и бедных аристократов, когда в случае брака оба партнёра получают взаимную выгоду: невеста получает титул, а жених — богатство.
Важнейшие дифференцирующие признаки слоя.Рассмотрим теперь те критериальные признаки, которые позволяют дифференцировать страты в ходе научно-аналитических процедур или ранжировать социальные положения в процессе спонтанного оценивания их людьми в различных жизненных ситуациях. Перечислим типологические группировки важнейших признаков, некоторые их эмпирические референты, а также слои, которые выделяются на основе этих признаков и показателей:
- признаки, связанные с экономическим положением людей, т. е. наличием частной собственности, видами и величиной доходов, уровнем материального благосостояния. Соответственно выделяются слои: богатые, среднеобеспеченные и бедные; высокооплачиваемые и низкооплачиваемые работники; владельцы недвижимости и обитатели муниципальных квартир и др.;
- признаки, связанные с разделением труда, т. е. сферой приложения, видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов, уровнем квалификации и профессиональными навыками, профессиональной подготовкой. Соответственно выделяются слои: работники сельскохозяйственного производства, промышленности; работники сферы обслуживания; лица со средним специальным образованием и т. д.;
- признаки, связанные с объемом властных полномочий: здесь большое значение приобретают организация труда и производственные отношения, в рамках которых формируются разная степень и неодинаковый объем возможностей оказывать влияние на окружающих через должностное положение, виды и формы управленческой деятельности, обладание социально значимой информацией и т. п. Соответственно можно выделить слои: рядовые работники на государственном предприятии; менеджеры на предприятиях малого бизнеса; руководители высшего государственного звена управления; выборные должности муниципального звена управления и т. и.;
- признаки, связанные ссоциальным престижем, авторитетом, влиянием. При этом имеются в виду тс позитивные значения, которые люди, общество в целом придают конкретным лицам, или их роли, должности, либо комбинации того и другого. В данном случае эмпирическими референтами могут выступать личные качества оцениваемых людей, их позиции по определенным вопросам, хотя немалое значение приобретает и их положение, занимаемое в престижной иерархии. Выделяются слои: неформальные лидеры; элитные группы; деятели отечественной культуры и проч.
Дополнительные дифференцирующие признаки.
Перечисленные выше базовые признаки «срабатывают» в стратификационном делении непосредственно, прямо. Наряду с этим существует целый ряд признаков, роль которых в стратификации может либо выступать в скрытой форме (по крайней мерс, в современных условиях), либо варьироваться в зависимости от целого ряда обстоятельств. Эти признаки в процессах расслоения, как правило, «не работают» сами по себе, но переплетаются с базовыми признаками, поэтому их точнее называть вспомогательными. К ним относятся:
- половозрастные характеристики людей, связанные с психофизиологическими особенностями человека, что почти в каждом обществе сказывается на его социальном положении, на реализации им различных ролей;
- этнонациональные качества - действуют в той мере, в какой они определяют поведение человека, а также в какой они приобретают в данном обществе общезначимую важность;
- религиозная принадлежность - важна в современных условиях в той степени, в какой религиозные воззрения связаны в конкретном обществе со статусными и ролевыми позициями людей;
- культурно-мировоззренческие позиции - приобретают стратификационную значимость в тех случаях, когда, разделяя людей на разные группы, они стимулируют неодинаковые социальные действия представителей этих групп, которые приобретают в обществе разный статусно-ранговый характер. Например, консервативно мыслящие люди образуют слой, представители которого имеют мало шансов выдвинуться во время реализации в обществе активных преобразований;
- признаки, определяемые характером семейных отношений, родственными связями; в процессе исторического развития удельный вес воздействия этих признаков на положение человека снижался, но и сегодня они продолжают выступать достаточно важной характеристикой;
- признаки, связанные с местом проживания; во многих странах наиболее значимо в этом плане деление на жителей города и деревни; большая роль данного фактора в стратификации российского общества объясняется огромной пространственной протяженностью страны, неравномерностью ее хозяйственно- промышленного освоения, разнообразием культурных форм жизнедеятельности.
Перечисленные группы дополнительных признаков стратификации приобретают множество различные социально-функциональных значений, в том числе таких, которые не связаны со статусным рангом. Порой только целостный анализ той или иной группы под определенным углом зрения позволяет выявить ее место в стратификационной структуре. Другими словами, ранговый статус подобных групп в обществе не всегда бывает очевидным. Наряду с перечисленными признаками существует ряд качеств, позволяющих формировать слои и группы со специфическим статусным значением. Имеются в виду следующие качества и слои:
- маргинальное положение в обществе. Соответственно выделяются слои: безработные, инвалиды, пенсионеры, лица без места жительства и определенного рода занятий, беженцы и др.;
- противоправное поведение. Оно дает основание выделить следующие группы: контингент исправительно-трудовых учреждений; представители уголовного мира; лица, для которых характерно противоправное поведение в рамках должностных обязанностей, и т. д. Специфика положения этих слоев и групп связана с тем, что их представители либо не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество частично компенсирует их бессилие (денежные пособия инвалидам, пенсионерам, безработным), либо в своем поведении игнорируют общепринятые нормы взаимодействия, что способно усиливать социокультурную аномию (на этот случай общество вырабатывает систему ограничений и наказаний, позволяющую сохранять нормальное функционирование стратификационных механизмов). Признаки, определяющие образ жизни, семейные отношения, потребляемые блага. Для всех перечисленных слоев характерны определенные формы потребления материальных и культурных благ, черты семейных отношений, образ жизни в целом. Эти признаки, как правило, выступают производными от таких важнейших критериев расслоения, как место слоя в социальной иерархии, уровень властных полномочий или богатства его представителей, уровень образования, религиозная принадлежность и др. Характеристики образа жизни и потребления благ в основном относятся к жизненному миру представителей слоя. Тем самым конкретизируется статусное положение данного слоя, а также создается более полная картина стратификации в данном обществе. Укажем эти признаки:
- признаки, свидетельствующие о потреблении жизненных благ. Их показателями обычно служат: район проживания, тип и размеры жилища, места отдыха, качество медицинского обслуживания, формы рекреации и т. д.;
- признаки, свидетельствующие о потреблении культурных благ. Их показатели: объем и характер полученного образования, особенности получаемой социальной информации, объем и качество потребляемых социокультурных услуг и др.;
- признаки, характеризующие воспроизводство семейных отношений. Их показатели: тип домашнего хозяйства, наличие (отсутствие) домашней прислуги, вид домашнего воспитания детей, мужские и женские семейные роли и проч.;
- признаки, характеризующие неформальные связи. Их показатели: круг общения, характер дружеских связей, нормы неформального общения и т. п.
В последние десятилетия в результате проводимых в стране демократических и рыночных преобразований произошли значительные изменения в социальной стратификации российского общества. 1. Коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладала этакратическая система, построенная на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
2. Сложился многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого составляют значительную часть хозяйственно-экономической элиты, а в ряде случае даже входят в политическую элиту страны. Независимо от качественных оценок этого слоя, ясно одно: переход к рыночной экономике породил новые социальные группы, не только обладающие экономической свободой, но и претендующие на самые высокие места в общественной иерархии. 3. Заметно изменилась социально-профессиональная стратификационная структура в связи с появлением в ходе реформ новых престижных, высокооплачиваемых профессий и видов деятельности (предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и др.).
4. Наметилось полярное расслоение общества, вызванное резкой дифференциацией доходов населения. Так, если незадолго до распада Советского Союза децильный коэффициент равнялся пяти, то в 1997 г. он повысился до двенадцати, а в настоящее время — до двадцати пяти.
5. Несмотря на существующую социальную полярность общества, начинает формироваться средний слой, основу которого составляют высокообразованные, инициативные, предприимчивые социальные категории (бизнесмены, менеджеры, представители аппарата государственного управления среднего звена, лица интеллектуальных профессий, фермеры, высококвалифицированные рабочие и служащие).Средний класс определяет стабильность общества и одновременно обеспечивает его динамичное развитие. В современном российском обществе, считающемся переходным, а потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока и, по разным оценкам, составляет 12-25%. Но есть надежда, что по мере осуществления экономических реформ и демократического развития общества удельный вес среднего класса в перспективе будет возрастать. Таковы основные тенденции социальной дифференциации современного российского общества, вызывающие, конечно же, повышенный интерес у многих отечественных социологов. Они пытаются теоретически осмыслить и объяснить расслоение современного российского социума, предлагая различные стратификационные модели развития. По мнению профессора С.С. Фролова, наиболее применимой в изучении состава социальных классов в современной России следует считать стратификационную модель, разработанную известным социологом Н.М. Римашевской. Она выделила следующие социально-классовые группы:
- общероссийские «элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне:
- «региональные и корпоративные элиты», обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;
- российский «верхний средний класс», обладающий собственностью и доходами, которые обеспечивают западные стандарты потребления, а также притязаниями на повышение своего статуса;
- российский «динамичный средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее получения;
- «аутсайдеры», характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;
- «маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально- экономической деятельности;
- «криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности. Разумеется, приведенная концепция социальной стратификации современного российского общества не является единственной и не исчерпывает многообразия точек зрения поданной проблематике. Отметим, что в настоящее время стратификационный профиль нашего общества весьма подвижен и находится под воздействием целого ряда факторов — структурной перестройки экономики, процессов модернизации производства, технологического обновления, появления новых престижных профессий и т.д.
5. Обьяснение причин социального неравенства можно отнести к трем типам:
1) биологическое;
2) социологическое, подчеркивающее кооперацию;
3) социологическое, подчеркивающее конфликт.
Биологическое объяснение. Люди занимают в обществе неравное положение потому, что они по разному одарены. Это объяснение не охватывает всего многообразия стратификационных систем и не принимает во внимание неравенство социальных положений («Я начальник – ты дурак…»). Лишь некоторые системы ранжирования построены по биологическим признакам.
Социологическое объяснение, подчеркивающее кооперацию полагает, что неравенство возникает потому, что общество вынуждено решить вопрос: «Кто должен делать важную работу?». Для того чтобы обеспечить выполнение важной, но трудной и не популярной работы, общество награждает за ее выполнение более высоко, чем за выполнение менее важной работы. Поступая так, общество создает структуру различно вознограждаемых положений. Вознаграждение включает в себя экономический компонент и компонент неэкономический. Тезис о том, что «социальная стратификация благотворно влияет на функционирование общества» имеет немало сторонников, так и оппонентов, считающих, что это объяснение не скрывает реальные причины не равенства.
Социологическое объяснение, подчеркивающее конфликт. Тип объяснения, подчеркивающий конфликт, предполагает некоторый недостаток солидарности при ответе на вопрос: «Кто будет делать грязную работу?». Поскольку по природе люди испытывают сочувствие к родным и смертельную ненависть к чужим, неизбежно одни вынуждены подчинять себе других, «чужих». Следовательно, презираемые, потерпевшие поражение аут-группы вынуждены выполнять грязную работу. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизаци называетсяинституционализацией. Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2. формирование общих целей;
3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5. институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института; Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.
6. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.
7. Укаждой общественной системы не только свои свободы, но и свои ограничители свободы. Новые права, призванные ослабить (отменить) базовые административно-командные ограничители, расширить пространство жизненных возможностей и поддержать рост социальной активности, способствовали изменению системы социальных отношений, что поставило многих членов российского общества перед новыми ограничителями. Прежние ограничители тоже не исчезли мгновенно. К тому же, как это бывает при кардинальных изменениях в обществе, возникают дополнительные ограничители, не связанные с исчезновением старых и появлением новых прав. Иными словами, в ходе реформирования система социальных ограничителей приходит в движение: одни ограничения отмирают, другие появляются; не осознаваемые прежде ограничения становятся явными, а часть из осознававшихся ранее ограничений в новых условиях уходит на второй план, начинает восприниматься как преимущество, а не как недостатки прежней жизни; одни преодолеваются легче, чем прежде, другие, напротив, становятся непреодолимыми.
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
- удовлетворение потребностей общества;
- регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.). Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.
8. Социальный контроль включает два основных элемента – нормы и санкции. На протяжении своей длительной эволюции человечество в целом, различные социальные общности (территориальные, национальные, профессиональные и др.) вырабатывают определенные правила, стандарты поведения людей в определенных ситуациях. Эти правила, закрепляемые в обычаях, традициях, а затем (в некоторой своей части) и в законодательных актах, становятся социальными нормами. Согласно Т. Парсонсу, в понятии социальной нормы находит теоретическое объяснение реально существующее в жизни единообразие человеческого поведения, которое пробивает себе дорогу сквозь почти бесконечную вариабельность индивидуальных мотивов действия. По его мнению, норма является стандартом, определяющим желаемое поведение единицы или класса единиц (т.е. индивида или группы индивидов) в специфических для них контекстах, т.е. в специфических условиях социальной среды. В результате следования социальным нормам в социальной системе между индивидами возникают стандартизированные отношения, которые включают в себя не только ряд требуемых от каждого индивида поступков, но и ряд ожиданий относительно его поведения по оси приемлемое - неприемлемое, правильное - неправильное. Итак, социальные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.Существует несколько критериев различения социальных норм.Прежде всего, отличаются друг от друга нормы - правила и нормы - ожидания. Нормы – правила - это основные социальные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие своим действием жизнь общества. Таковы, например, нормы права, т.е. установленные и обеспеченные государством правила поведения людей по отношению друг к другу, нарушение которых - воровство, грабеж, изнасилование, убийство и т.п. - влечет за собой применение мер воздействия, прежде всего, суровое наказание к правонарушителю. Такая норма выступает, с одной стороны, как мера поведения, образец определенных отношений, которых нарушать нельзя, а с другой стороны - как средство оценки того или иного поступка в качестве правомерного или неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Норма права - это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны и не должны себя вести в конкретной жизненной ситуации, такое предписание, которое призвано охранять индивидов и их общности предусмотренными государством мерами принудительного воздействия.
Нормы - ожидания менее четки в своих требованиях и обладают меньшей строгостью в отношении лиц, совершивших отклонение от них. К ним относится большинство моральных, религиозных, эстетических норм. Различие их можно отчетливо проследить в сфере сексуальных отношений. Например, беспорядочные половые связи в обществе по-прежнему считаются отклонением от нормы, но здесь действует норма - ожидание, не влекущая за собой сурового, государством санкционированного и уголовным кодексом четко определяемого сурового наказания. Если же совершается изнасилование, то в действие вступает жесткая правовая норма, норма-правило, которое влечет за собой жестко определяемое уголовным кодексом, государством санкционированное, строгое наказание виновника (виновников) данного преступления. Итак, нарушение одних норм сопровождается моральным осуждением, других - штрафом или увольнением с работы, третьих - тюремным заключением различной длительности.Также нормы различаются масштабом. Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (семье, компании друзей, рабочих бригадах, спортивных командах и др.), называются «групповыми привычками» или «неформальными групповыми нормами». Например, американский социолог Элтон Мэйо экспериментальным путем выявил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи: не держись со «своими» официально; не говори начальству то, что может навредить членам группы; не общайся с начальством чаще, чем со «своими»; не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Существует также дифференциация социальных норм по субъектам их оценивания и контролирования. Часть действующих в обществе норм контролируется малыми социальными группами, к которым принадлежат совершившие отклонения от них индивиды, - семьей, группой друзей или сослуживцев. Например, чрезмерное пристрастие к алкоголю или к наркотикам как несомненная девиация становится, прежде всего, предметом озабоченности семьи или друзей; клевета, злословие, интриги - членов коллектива, в котором работает индивид, совершающий подобные поступки. Значительная часть существующих в обществе норм контролируется государством, специально созданными им организациями и институтами - милицией (полицией), прокуратурой, судом и др. Скажем, автомобилисты не должны нарушать правила уличного движения или существующие пределы допустимой скорости. В случае нарушения этих норм они подвергаются штрафу органами госинспекции или лишаются водительских прав, а при наличии отягощающих обстоятельств привлекаются к уголовной ответственности через судебное разбирательство. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:
▪ регулируют общий ход социализации;
▪ интегрируют индивидов в группы, а группы в общество;
▪ контролируют отклоняющееся поведение;
▪служат образцами, эталонами поведения.
Отклонение от норм регулируется при помощи санкций. Социальные санкции – это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, за согласие с ними, то есть за конформизм, и наказаний за отклонение от них, то есть за девиантность.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Формальные позитивные санкции – это публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям, сооружение памятника и т.д. Неформальные позитивные санкции - это публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, аплодисменты, почет, лестные отзывы, улыбка и т.д.Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, отлучение от церкви и т.д. Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья и др. Нормы и санкции составляют механизм социального контроля. Они соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Такая норма становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.