Классификация эмоций. 1. Элементарные, так называемые физигеские, гувствования - эмоции удовольствия и неудовольстия, связанные с органическимипотребностями

1. Элементарные, так называемые физигеские, гувствования - эмоции удовольствия и неудовольстия, связанные с органическимипотребностями. Они - тон или окраска отдельного ощущения(голод, жажда) или общего самочувствия индивида (беспредметнаятоска, тревога, радость).

2. Предметные гувства — осознанные переживания отношения к миру, дифференцирующиеся в зависимости от того предмета, к которому они относятся. Они связаны с духовными потребностями

и подразделяются на интеллектуальные (познавательный интерес), эстетические (переживание прекрасного) и моральные (возмущение безнравственным поступком какого-либо лица).

3. Обобщенные мировоззренгеские гувства включают интеллектуальный компонент и выражают более или менее устойчивые установки личности. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п.

11. Нейрофизиологигеский механизм. Эмоция — активное состояние системы специализированных мозговых образований (лимбической системы, гипоталамуса, коры головного мозга), побуждающих

субъекта изменить поведение в направлении максимализации или минимализации этого состояния. В реализации положительных и отрицательных эмоций различна роль доминантного и субдоминантного полушарий головного мозга. Эмоции проявляются и во внутренних переживаниях, и в поведении, и то и другое связано с физиологической активацией.

12. Возрастные особенности. Несмотря на то, что уже в утробе матери у плода появляются первые эмоциональные реакции, у новорожденного отмечаются лишь начальные проявления эмоций.

Первоначально они связаны с удовлетворением органических потребностей (голода, недомогания, неудобного положения, холода), постепенно с усложнением потребностей усложняются и эмоции.

Рано у младенца появляется страх на изменение обстановки, громкий звук, потерю равновесия. Эмоции и чувства детей в раннем возрасте быстро и бурно возникают, но столь же быстро и исчезают.

До 3-летнего возраста преобладают эмоции, обусловленные биологическими потребностями, в них особенно выражен сомато-вегетативный, а не психический компонент. В связи со становлением самосознания и под влиянием похвал и порицаний у дошкольника возникают нравственные чувства.

Вначале представления о плохом и хорошем тесно связаны с личными интересами ребенка, и лишь постепенно они определятся общественной полезностью того или иного поступка. К 10-12 годам чувства занимают в психике ребенка такое же место, как и эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей. К концу периода взросления в основном заканчивается формирование основных высших чувств. Основные линии развития чувств в процессе роста ребенка следующее: 1) уменьшается возбудимость эмоций и возрастает устойчивость чувств; 2) чувства становятся более дифференцированными и объективированными; 3) расширяется и, главное, изменяется круг предметов и явлений, вызывающих чувства.

13.Болезненно пониженное настроение наблюдается в форме:

субдепрессии, депрессии, дисфории, тревоги, страха.

Субдепрессия. Нерезко выраженное понижение настроения, при нем обычно преобладают вялость, слабость, угнетенность. Встречается часто при психотических и невротических расстройствах.

Депрессия. Характерная особенность — триада признаков:

1) подавленное настроение; 2) замедление психических процессов;3) двигательная заторможенность.

Степень выраженности сниженного настроения может различаться в значительных пределах: от легкой печали, тоскливости до глубокой тоски и отчаяния.

Больные малоподвижны, неактивны, подолгу находятся в одном и том же положении, сидя в стороне от всех или лежа в течение всего дня, не поднимаясь с постели. В тяжелых случаях развивается

ступор, при котором больные полностью заторможены, не двигаются, не отвечают на вопросы, не выполняют инструкций и просьб, а иногда и отказываются от приема пищи. Обычно наибольшая

тяжесть подавленного настроения, двигательная скованность, разбитость и минимум активности приходятся на утро, с течением дня состояние улучшается, и к вечеру состояние может

значительно отличаться.

Дисфория. Напряженно-злобное или мрачно-недовольное подавленное настроение, возникающее при органических (травматических) поражениях мозга и эпилепсии.

Тревога. Аффект напряженного переживания смутной, неопределенной, беспредметной опасности, катастрофы. Может сочетаться с недоверчивостью, настороженностью, внутренним беспокойством,

нарушением целесообразной деятельности, суетливостью, беспорядочными метаниями, изменчивой мимикой, беспокойным взглядом, сбивчивой речью, учащенными сердцебиениями, прерывистым

дыханием, холодным потом, бледностью, расширением глаз и зрачков, непроизвольным мочеиспусканием. Широко распространенное расстройство, наблюдающееся при психозах и в более

легкой форме при неврозах и психопатиях (психастенической, сенситивной).

Страх. Напряженное переживание угрожающей опасности для жизни, связанной с определенными явлениями, предметами или людьми. Частый признак неврозов (страх высоты, незнакомца, заболевания

14. К разновидностям болезненно повышенного настроения относятся:

гипомания, мания, эйфория, мория, экстаз.

Гипомания характеризуется повышенной деятельностью, сочетающейся с разбросанностью в поступках, веселостью, повышенной общительностью, остроумием, предприимчивостью и уверенностью в себе.

Мания, или маниакальное настроение, проявляется триадой расстройств:

1) повышением настроения; 2) ускорением психической деятельности; 3) увеличением темпа двигательной активности.

Эйфория. Благодушное, полное удовлетворенности и довольства, беззаботное настроение без оживления идеаторных процессов и стремления к деятельности, некритичное состояние, возникающее обычно на фоне более или менее выраженного интеллектуального дефекта. Наблюдается у людей с выраженным психическим недоразвитием, с опухолями головного мозга, при прогрессивном параличе, сифилисе мозга, атеросклерозе сосудов головного мозга. Кратковременная эйфория может быть при опьянении алкоголем или наркотиками.

Мория. Немотивированное повышенное настроение, сочетающееся с нелепостью и дурашливым поведением при наличии интеллектуального снижения. Отмечается при органическом поражении

или опухолях лобных долей головного мозга.

Экстаз. Напряженное переживание блаженства, необычайного счастья, высшей степени восторга до исступленного восхищения, нередко с сужением сознания. Может быть при эпилептических расстройствах (аурах, припадках).

15. Нарушения выраженности (силы) чувств:

1. Патологигеский аффект. Бурная эмоциональная реакция, не соответствующая по своей силе вызвавшему ее стимулу. На высоте аффекта отмечается сужение сознания, неадекватное, часто

агрессивное или разрушительное поведение. Завершается амнезией. Нередкое проявление травматического или другого органического поражения мозга.

2. Эмоциональная гиперестезия (сенситивность). Чрезмерная чувствительность, ранимость, неуверенность в своих физических силах и психических способностях, обостренность реакций, преувеличенная совестливость, склонность к сомнениям, застреванию на своих переживаниях. Характерна для сенситивной психопатии.

3. Эмоциональная гипестезия. Вялость эмоциональных реакций, черствость, отсутствие сострадания, холодность. Последствие сильного шокового воздействия (землетрясения) или результат тяжелой

астении.

4. Апатия. Отсутствие эмоций, равнодушное отношение к себе и окружающим, а также к происходящим событиям. Сочетается с вялостью побуждений. Один из основных симптомов при шизофрении, может быть также при органическом поражении мозга, тяжелых астениях.

5. Эмоциональная тупость. Эмоциональное обеднение, исчезновение эмоциональной откликаемости, абсолютное равнодушие, безразличие к родным и близким, отсутствие способности реагировать на любые события, даже серьезно влияющие на судьбу больного. Никакими стимулами невозможно вызвать проявления чувств.

16. Нарушение устойгивости гувств:

1. Эмоциональная лабильность. Неустойчивость настроения, склонность к его колебаниям, легкость и быстрота перехода от положительных к отрицательным эмоциям и наоборот. Характерна

для астенических состояний, сосудистых заболеваний головного мозга.

2. Взрывгатостъ (эксплозивность). Недержание аффектов, склонность к гневной раздражительности, иногда с агрессией и разрушительными действиями. Чаще наблюдается при дисфориях (эпилептического, психопатического или травматического происхождения) и проявляется бурными аффектами, не адекватными ситуации.

3. Тугоподвижность эмоций. Неспособность переключаться с одной эмоции на другую - «застревание на одной из эмоциональных реакций». Свойственна эпилепсии.

Извращение гувств:

1. Амбивалентность. Одновременное сосуществование противоречивых (приятных и неприятных) чувств по отношению к событию, предмету, человеку. Склонность отвечать на внешние стимулы

двойственно, антагонистической реакцией. Типично для больных шизофренией.

2. Эмоциональная неадекватность. Несоответствие чувств

внешним обстоятельствам (ситуации), их вызвавшим. Наблюдается

при шизофренических изменениях личности.

17. ВОЛЯ — способность человека действовать сознательно и целеустремленно, подавляя непосредственные желания и стремления. В волевом акте различают:

1) возникновение побуждения, осознание цели действия и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели, колебания между согласием с целью и возражениями против нее; 3) борьба мотивов и выбор наиболее подходящего способа действий; 4) принятие одного из возможных решений; 5) осуществление принятого решения, побуждение начать действие и довести его до конца.

18. К двигательно-волевым расстройствам относятся:

Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобулия - понижение волевой активности. Связана с ослаблением влечений,в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и

оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

Усиление (повышение) волевой деятельности. Гипербулия — повышение волевой активности, связанное с усилением влечений.Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуальности,

агрессии, активном или даже расторможенном поведении; нередко эти симптомы сочетаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: