Философские основы познания государства и права как всеобщий метод познания

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ — совокупность приемов и способов изучения государственно-правовой действительности. Это также совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций. В эпистемологии к методам познания предъявляются определенные условия. К ним относятся: 1) предметная содержательность: а) в методе должно отражаться знание о предмете исследования; б) метод основывается на теории (метод есть та же теория, развернутая на познание и преобразование объекта); в) это система нормативных правил, выводимых из теории. Метод тем самым имеет объективное основание. Но метод и субъективен, т.е. во многом определяется позицией исследователя (его подготовкой, правовым опытом и др.).

Всеобщий философский метод используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания. Его основой являются принципы и законы диалектической логики, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Всеобщий философский метод предполагает изучение государства и права как явлений, которые определяются природой человека и условиями жизни общества; связаны с другими социальными явлениями – экономикой, политикой, духовной сферой и т.п.; находятся в постоянном развитии и обновлении.

Противоположным диалектической логике методом познания действительности, но в то же время органично с ней связанной, является метафизика, с точки зрения которой предметы и явления рассматриваются вне связи и развития. Тем самым становится возможным “заглянуть внутрь” правовых явлений, процессов, исследовать их признаки и свойства, или специфически юридическую природу.

Используя исторический метод, теория государства и права исследует государственные и правовые явления и процессы в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных правовых и государственных явлений. Однако обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение государства и права.

Специальные методы представляют собой методы, разработанные конкретными науками – статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, кибернетические и др. В правоведении они применяются достаточно широко, в особенности при исследовании прикладных проблем науки.

Частноправовые, или специально-юридические, методы. Применяются на стадии познания юридической практики. Формально-юридический или юридико-технический, догматический метод используется для познания внешней и внутренней формы правовых явлений и позволяет на основе обобщения сформулировать понятия, дефиниции, определения (правосубъектность, субъективное право, вина).

Методы толкования права предназначены для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона.

Сравнительно-правовой метод – основан на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Так, достоинства и недостатки государственного или правового института определяются в сопоставлении с аналогичными институтами зарубежных стран.

Метод государственно-правового моделирования используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, рационализации административно-территориального деления, формирования системы законодательства и др.

Метод правотворческого эксперимента – экспериментальный способ познания. Он основан на апробации компетентным правотворческим органом предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе в целях проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и проверки оптимальных моделей правотворческих решений общего действия. Используется в законодательной практике, в частности, для апробации как нового законодательного акта, так и отдельных правовых институтов (комплекса правовых норм в проектируемом законе).

Следует обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, методы представляют инструментарий правового познания только в своей совокупности. Игнорирование какой-то из составляющих ведет к неточному результату. Таким образом, метод правовой науки – это единство всеобщего, общенаучных, специальных и частно-правовых способов познания.

Во-вторых, теория государства и права – это наука философско-юридического уровня. Поэтому определенная пропорция философских и общенаучных средств познания, с одной стороны, и специально-юридических, с другой – должна быть выдержана. Абсолютизация неюридического (философского, социологического) приводит к результатам, которые мало пригодны для юридической (и социальной в целом) практики (а значит, и для правовой науки). Понятно, что использование философских методов требует от исследователя основательной общефилософской подготовки (это, кстати, в традициях общетеоретического правоведения). Точно так же применение специально-юридических средств познания предполагает основательную специальную подготовку: наличие (как минимум) юридического образования, определенного профессионального юридического опыта, знания законодательства и практики его применения. Однако этим обстоятельством очень часто пренебрегают (Очевидно, этим объясняется вовлечение в орбиту юридических исследований проблем, которые к собственно юридической проблематике имеют весьма косвенное отношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: