Движение познания

Познание представляет собой динамичный, развивающийся в своей основе процесс. Его краткая формула может быть изложена так: «Раз­вивающееся познание деятельного человека активно отража­ет развивающийся мир». Познание следует рассматривать, по словам Ленина, «в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их». Какова же внутренняя логика (последовательность) развития познавательного процесса?

Познание всегда предполагает переход от улавливания («схватывания») внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устой­чивых связей. В итоге это дает человеку знание сущности («тайны» вещи, ее внутреннего закона). От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности - такова в основном логика движения процесса познания. Вот почему Гегель образно сравнивал по­знавательный процесс с лестницей, которая убегает в глуби­ну, где спрятана сущность. Несколько упрощая сложный про­цесс познания, в нем можно выделить два уровня (ступени).

Первый уровень (ступень) представляет собой чувствен­ное, или эмпирическое, познание («живое созерцание», по определению Ленина). Оно существует прежде всего в форме ощу­щения как элементарной «клеточки» познания, в которой отра­жаются отдельные признаки и свойства предметов (например, температура воды, цвета радуги и т.п.). С помощью же воспри­ятия формируется целостный образ явления или предмета (об­раз воды в реке, радуги в небе и т.д.). А вот роль представле­ния состоит в том, чтобы помочь человеку сохранить в своем сознании наглядный образ предмета или явления, которые он когда-то наблюдал в своей жизни. Эмпирическое познание обя­зано органам чувств (зрение, слух и др.), поэтому утрата их человеком - это подлинная трагедия для него, ведь в таком слу­чае он лишается возможности видеть, слышать и воспринимать мир во всем его великолепии и обаянии.

Второй уровень (ступень) - это рациональное, или теоре­тическое, познание («абстрактное мышление»). Оно существу­ет прежде всего в форме понятия как форме мысли, которая выделяет общие и существенные свойства и признаки какого-нибудь класса предметов, их смысл и значение (например, по­нятие «человек» фиксирует то, что присуще всем представи­телям этого вида: мышление, речь, труд и т.д.). Понятия - обыденные и научные - составляют скелет мыслительного про­цесса. Будучи логически связанными, они образуют суждение, посредством которого отражаются зависимости и отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же от­рицается. Вот пример простого суждения: «Человек есть ра­зумное существо». Более сложной формой мышления являет­ся умозаключение, которое представляет собой связь между двумя или несколькими суждениями. А вот пример простого умозаключения: «Человек есть разумное существо. Следова­тельно, он может познавать окружающий мир». Рациональное познание, не являясь непосредственно связанным с предмет­ным миром, позволяет человеку постигнуть внутреннее (скры­тое) в вещах - их структуру, сущность, законы. Оно резко рас­ширяет возможности человека, обобщая огромное множество фактов и событий и познавая даже те вещи, с которыми он не­посредственно не соприкасается.

Выделение в процессе познания двух уровней (эмпи­рический и рациональный) вовсе не означает, что они суще­ствуют сами по себе в некоем «чистом» виде и обособленно друг от друга. Нет, «живое созерцание» всегда предполагает мыс­лительную деятельность человека, размышление о наблюдае­мом предмете. Но абстрактное мышление не даст никакого эффекта, если оно не станет опираться на эмпирические сведе­ния о внешнем мире. Во всем этом проявляют себя три основ­ные познавательные способности человека: чувственность, рассудок, разум. Познание - это всегда диалог, взаимодействие и синтез его внутренних потоков.

Процессу познания всегда присущи определенные проти­воречия. Они символизируют собой извилистость, проблемный и даже конфликтный характер познания. Назовем и охаракте­ризуем некоторые из них.

Противоречие между субъектом и объектом (т.е. между че­ловеком и внешним миром) представляет собой несоответ­ствие между потребностью человека в практическом преоб­разовании мира и недостатком (или же отсутствием вообще) знаний о нем. Собственно говоря, с этого несоответствия и начинается процесс познания (известно, например, что Маркс взялся за написание «Капитала» в силу страстного желания помочь устроить социальный мир «по-человечески» и недо­статка теоретических знаний об устройстве современного ему буржуазного общества). Об этом противоречии познания Ле­нин выразился так: «Мир не удовлетворяет человека, и чело­век своими действиями решает изменить его». По сути, это есть основное и неустранимое противоречие познавательного процесса, лежащее в самом его основании. А. Эйнштейн писал, что все существенные идеи в науке родились из драматического конфликта между окружающим миром и нашими настойчивы­ми попытками понять и объяснить его. Разрешается же данное противоречие обычно путем критического преодоления исчер­павших себя представлений о мире и настойчивого поиска но­вых знаний, совершенствования методов познания и развития практики. Но даже если это противоречие каким-то образом и находит свое разрешение, то оно со временем вновь возрождает­ся на последующих витках познавательного поиска.

Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленно-понятийным отражением окружа­ющего мира. Известно, что восход Солнца можно объяснить с помощью органов чувств, наивно полагая, что Солнце совер­шает свой путь вокруг неподвижной Земли. Но это явление можно объяснить и с помощью научных размышлений, дока­зывая подвижность обоих небесных тел. Это познавательное противоречие разрешается путем экспериментальной провер­ки наших предположений, с помощью системы логических рассуждений и доказательств.

Противоречие между сложившейся теорией и появившимися новыми научными фактами и экспериментальными данными тоже естественно для познания. В ходе познания возникают противоречия между течениями в науке, ее школами и отдель­ными теориями. Обычным является несоответствие между стремлением человека познать окружающий мир полнее и точ­нее и наличием субъективных и объективных пределов этого (рамки способностей человека, недостаточный уровень разви­тия науки и техники и т.д.). Противоречия естественны для человеческого познания как живого и вечно развивающегося процесса. Их общим источником является совокупная духов­но-практическая деятельность человека, общественная жизнь. Противоречия и разрешаются тоже в ходе этой деятельности -путем поиска новых методов, фактов и знаний, совершенствова­ния интеллектуальных способностей субъекта познания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: