В международной практике в понятие «Черноморские проливы» включаются Босфор, Мраморное море и Дарданеллы.
Черноморские проливы соединяют закрытое Черное море с открытым Средиземным морем и через Гибралтарский пролив с Атлантическим океаном. Через Суэцкий канал и Красное море они соединяют Черное море с Индийским океаном.
Особенность Черноморских проливов заключается в том, что они являются единственными путями сообщения черноморских государств с открытым морем. В случае закрытия проливов Черное море фактически оказывается изолированным от других морских театров. Таким образом, проливы — это своего рода «ключи» к Черному морю.
Режим Черноморских проливов в настоящее время регулируется конвенцией, заключенной в Монтрё в 1936 г., которую подписали Болгария, Франция, Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и Италия.
Статья 1 Конвенции провозглашает принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах.
В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и плавания в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и ночью), но с обязательной санитарной остановкой при входе в Проливы
|
|
Особый порядок установлен для прохода через проливы военных судов нечерноморских держав.
В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда пользуются правом свободы, но только днем (ст. 10).
Общий тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через проливы не должен превышать 15 тыс. т, а число кораблей, одновременно находящихся в Проливах, - девять (ст. 14). Общий тоннаж военных судов всех нечерноморских держав при их пребывании в Черном море не должен превышать 30 тыс. т, с возможностью увеличения его до 45 тыс. т, в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран (п. 1 ст. 18).
Устанавливает предельный срок пребывания военных кораблей нечерноморских держав в Черном море - 21 день.
Подводные лодки должны проходить Проливы в надводном состоянии, а линейные корабли - по одному в сопровождении не более двух эсминцев. Ограничений в отношении тоннажа линейных кораблей не установлено.
Статья 13 устанавливает гарантии безопасности Турции при проходе через Проливы военных кораблей. О таком проходе турецкому правительству дипломатическим путем должно быть сделано уведомление, по крайней мере, за 8 дней, если речь идет о кораблях прибрежных к Черному морю государств, и за 15 дней - в отношении прохода кораблей нечерноморских стран.
В случае участия Турции в войне ей предоставляется право разрешать или запрещать проход через Проливы любых военных судов (ст. 19), а во время войны, в которой Турция не участвует, Проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы (ст. 20).
|
|
Таким образом, в случае участия России в войне, нормы Конвенции сковывают военную активность Российского Черноморского флота.
Статья 23 Конвенции устанавливает принцип свободы воздушного судоходства при условии уведомления Турции и только после такого уведомления по маршруту, указанному Турцией.
"В 1982 г. Турция приняла новый регламент порта Стамбул, который предусматривает право турецких властей на временное приостановление прохода судов через пролив Босфор и обязательную лоцманскую проводку судов через пролив", что противоречит ст. 1 Конвенции.