Международно – правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб

"Ядерный ущерб" означает - вред, причиненный личности и/или имуществу физического лица, а также вред, причиненный имуществу юридического лица радиационным воздействием или комбинацией радиационного воздействия с токсическим, взрывным или другими опасными воздействиями, возникающий или являющийся следствием ядерного инцидента.

международный режим гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб являются прежде всего следующие конвенции.

1. Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии от 29 июля 1960 г., подписанная всеми государствами Европейского экономического сообщества, за исключением Ирландии и Исландии. В преамбуле Парижской конвенции отмечено желание договаривающихся сторон «обеспечить соразмерную и справедливую компенсацию лицам, потерпевшим ущерб в результате ядерных инцидентов, приняв при этом необходимые меры для того, чтобы избежать задержек в развитии производства и использования ядерной энергии в мирных целях».

2. На базе Парижской конвенции в Брюсселе 31 января 1963 г. была разработана Дополнительная конвенция Евратома.

Парижская конвенция предусматривает обязанность оператора ядерной установки или лица, отвечающего за груз ядерных материалов, возместить ущерб, вызванный смертью лица или причинением ему увечья, а также утратой имущества или причинением ему ущерба. Из сферы действия конвенции однако исключен ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в ведении оператора, под его охраной или контролем в месте расположения установки или в связи с эксплуатацией установки, а также в случае транспортировки ядерных материалов за исключением ущерба, причиненного транспортным средствам, на которых находился ядерный материал в момент ядерного инцидента, причинившего ущерб (ст. 3).

3. Брюссельская конвенция, подписанная 25 мая 1962 г., регулирует ответственность за ядерный ущерб оператора ядерных судов.

Оператором ядерного судна является согласно конвенции лицо, уполномоченное государством путем выдачи лицензии на эксплуатацию любого судна, оборудованного ядерной энергетической установкой, либо само государство, эксплуатирующее такое судно.

4. Венская конвенция 1963 г. о гражданской ответственности за ядерный ущерб принята на Международной дипломатической конференции 29 апреля—19 мая 1963 г. Конвенция и факультативный протокол относительно обязательного урегулирования споров были открыты для подписания 21 мая 1963 г. Конвенцию ратифицировали: Куба (25 октября 1965 г.), АРЕ (5 ноября 1968 г.), Филиппины (15 ноября 1965 г.), Аргентина (25 апреля 1964 г.), Югославия (12 августа 1977 г.), Нигерия (24 июня 1979 г.). К конвенции присоединились Камерун (6 марта 1964 г.), Тринидад и Тобаго (31 января 1966 г.), Боливия (10 апреля 1968 г.). СССР подписал заключительный акт конференции и голосовал за принятие конвенции, однако не ратифицировал ее.

В основу разграничения сфер действия конвенций могут быть положены различные критерии. Парижская и Венская конвенции и Дополнительная конвенция Евратома регулируют ответственность операторов стационарных ядерных установок, точнее ядерных установок, которые не используются в качестве двигателей транспортных средств. Брюссельская же конвенция регламентирует ответственность операторов ядерных судов. Она распространяется на ядерные суда всех видов, в т. ч. военные. Парижская и Венская конвенции, а также Дополнительная конвенция Евратома, напротив, распространяется на установки, которые используются исключительно в мирных целях. Что касается аспектов ответственности, не урегулированных конвенциями, они подлежат определению в национальном законодательстве стран -участниц.

Все конвенции, регулирующие проблемы ответственности при эксплуатации стационарных установок, тесно связаны между собой. Однако Венская конвенция содержит ряд норм, которые не согласуются с нормами Парижской и Дополнительной конвенции Евратома. Парижская конвенция имеет несколько меньшее значение.

Наряду с международными конвенциями по этой проблеме существует национальное законодательство. В США принят закон Прайса-Андерсона (1957 г.). Атомное законодательство есть в Австрии (закон от 29 апреля 1964 г.), Великобритании (закон о ядерных установках от 5 августа 1965 г.), Бельгии (закон от 18 июля 1966 г.), Дании (закон от 19 июня 1974 г.), Испании (закон от 29 апреля 1964 г.), Италии (закон от 13 декабря 1962 г.), Канаде (закон от 19 июня 1970 г.), Нидерландах (закон от 27 октября 1965 г.), Норвегии (закон от 12 мая 1972 г.), Финляндии (закон от 8 июня 1972 г.), Франции (закон от 30 октября 1968 г.), ФРГ (закон от 31 октября 1976 г.), Швейцарии (закон от 13 декабря 1959 г.), Швеции (закон от 8 марта 1968 г.), Японии (закон от 17 июня 1961 г.).

7.

Субъектом международного права могут выступать нации и народы, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях.

В международном праве различают: международные универсальные организации, цели, и предмет деятельности которых представляет интерес для всех государств мира (например, ООН); международные региональные организации, создаваемые государствами, расположенными в одном географическом районе (Лига арабских государств, Организация африканского единства и т.д.); межправительственные организации – это объединения государств, созданные на постоянной основе в соответствии с договором, определяющим цели, принципы и компетенцию этой организации (сотрудничество в определенной сфере).

Насчитывается более 300 международных межправительственных организаций. Они отличаются от международных неправительственных организаций, которые объединяют физических и юридических лиц разных стран, но не являются субъектами международного права.

Нации или народы как субъекты международного права Раскрывая данный вопрос, в принципе можно сказать, что нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права. Практически такими структурами являются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командование, которое чаще всего одновременно выступает и как политическое руководство.

8. Понятие источников международного права
Термин «источники права» употребляется в двух значениях — материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права — это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права. Под источниками международного права можно также понимать и результаты процесса нормообразования.
Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним относятся:
a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный Суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон. Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более или менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать решение Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболовстве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нормы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в качестве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.

В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

1.

Международное право можно определить как систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание международного мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а в некоторых случаях и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Межд, пр - — это самостоятельная, специфическая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм по регулированию сотрудничества между государствами и международными организациями как субъектами международного права. (Международным частным правом регулируются отношения с участием физических и юридических лиц.

Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений[1].

Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств. Основные виды международно-правового признания следующие.

Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.
Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например в результате демократических выборов.
Признание восставшей (воюющей) стороны.
Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.
Признание организаций сопротивления.

Также существуют следующие формы международного признания:

Признание де-юре — полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него.
Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Следует при этом отметить, что в отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.
Признание ad hoc — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.

12.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государст во-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сме нившее предшественника). Основаниями для возникновения вопро са о правопреемстве могут быть социальные революции, деколониза ция, объединение или разделение государств, передача части терри тории другому государству.
Долгое время основу института правопреемства составляли обыч ные нормы международного права, однако в конце 70-х — начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении меж дународных договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архи вов и государственных долгов 1983 г. Указанные Конвенции в силу пока не вступили, и РФ в них не участвует, однако их нормы часто применяются в качестве международных обычаев.
Помимо вышеназванных, вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например, Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 г.
Следует также отметить, что институт правопреемства в между народном праве — межотраслевой: его нормы содержатся и в праве международной правосубъектности, и в праве международных дого воров и других источников международного права, праве междуна родных организаций, международном экономическом праве и пр.
Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государ ственные долги, а также членство в международных организациях.

13.

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права

Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права. Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами. Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.[1]

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Оно не подлежит национальном присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.

Квазитерритории - это так называемые «плавучие» и «летучие» территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных международным правом, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К такого рода территории относятся исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, и континентальный шельф. Вместе с тем следует уточнить, что исключительная экономическая зона и континентальный шельф имеют некоторые различия в международно-правовом режиме (см. главу «Международное морское право»).

Территория с международным режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с международным правом. К таким территориям, в частности, относятся открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно и его недра за внешней границей континентального шельфа, Антарктика, космос и небесные тела в нем.

14 вопрос. Государственная граница — линия (и проходящая по этой линии вертикальная поверхность), определяющая пределы территории государства (суши, вод, недр и воздушного пространства) и соответственно пределы действия государственного суверенитета.

Теория исследований границ называется лимология — одно из направлений политической географии.

Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

ичных вопросов.
Обычно установление государственных границ проходит две стадии: делимитация и демаркация. Делимитация — это определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами или, например, в мирном договоре и нанесение этой линии на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации. Точное определение границ между соседними государствами является фактором мира и безопасности, добрососедских отношений. Демаркация — это установление линии государственной границы на местности на основании документа о делимитации и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. С этой целью создаются смешанные комиссии на паритетных началах; они определяют и обозначают прохождение линии государственной границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков.

О всех действиях по демаркации составляются специальные документы: протокол-описание прохождения границы, карта с нанесением на нее линии границы, а также протоколы на каждый пограничный знак. Иногда возникает необходимость в редемаркации государственной границы, т.е. проверке, восстановлении, замене или установке новых пограничных знаков. Редемаркация осуществляется на основе специальных соглашений (чаще всего такие соглашения касаются проверки речных участков границы). Российская Федерация имеет такие соглашения с Польшей, Венгрией, Румынией и Турцией (проверка речных участков), с Чехией и Словакией (в порядке правопреемства от Чехословакии) и Монголией (проверка всей линии государственной границы).

На пограничных реках (Одер, Эльба, Амударья и др.) граница, как правило, устанавливается следующим образом; по судоходной реке — по фарватеру или тальвегу; по несудоходной реке — по середине реки. Однако по соглашению между государствами граница может быть установлена по-иному. На пограничных озерах линия государственной границы соединяет точки сухопутной границы, выходящие к берегам озера.

15 вопрос. Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.
Создание Организации Объединённых Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны.

Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Генеральная Ассамблея занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.
-Совет Безопасности.
Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Россию представляет постоянный представитель России при ООН.
-Секретариат.
Это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы Организации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки.
-Генеральный секретарь.
Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью Международный суд ООН
-Экономический и Социальный Совет.
Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 5 региональных комиссий:
-Совет по Опеке.
Уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994.
Согласно Уставу ООН любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный Банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.
Председатель Генеральной Ассамблеи. Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на ее заседаниях.
Генеральный секретарь. Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединенных Наций и выразителем интересов народов мира.
По уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединенных Наций. Также, Генеральный секретарь уполномочен «доводить до сведения Совета Безопасности вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать международному миру и безопасности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: