Становление демократических идей в педагогике России 19 века (В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Доюролюбов, Н.Г. Чернышевский)

В.Г. Белинский (1811–1848) стал основоположником революционно-демократического направления в российской общественной мысли и в российской педагогике. Его важнейшие требования: свобода личности, равенство и т.д. Главными противниками свободы личности, прогресса страны, по его мнению, были монархический строй и православие, которые следовало устранить.

Н.Г. Чернышевский (1828–1889) сыграл большую роль в утверждении и развитии революционно-демократической идеологии и педагогической мысли.
Как последователь идей эпохи Просвещения, он доказывал, что прогресс общества определяется степенью развития разума, а потому просвещение является важнейшим двигателем прогресса человечества. Поэтому важнейшей задачей философии, науки, литературы, искусства является, по Чернышевскому, умственное и нравственное развитие народа. Отсюда особая ответственность интеллигенции, просвещенных людей перед своим народом за его образование и воспитание (вообще, сочинения Чернышевского сыграли большую роль в укоренении в России таких понятий, как долг, служение Родине и народу), ответственность за образование тех, кто его лишен – простой народ, женщины. Чернышевскому принадлежит большая заслуга в обосновании антропологического принципа в качестве ведущего научного принципа социальных наук, в том числе и педагогики.
Н.Д Добролюбов (1836–1861) оказал заметное влияние на развитие педагогической мысли России. Им написан целый ряд глубоких педагогических статей, в которых он изложил свое понимание природы ребенка и его воспитания.
Исходная идея педагогики Добролюбова – идея разумной природы ребенка, которую он выдвинул в статье «О значении авторитета в воспитании». Правильное воспитание, доказывал Добролюбов, должно строиться в соответствии с разумной природой ребенка, должно ориентироваться на «развитие внутреннего человека». Опираясь на эту идею, Добролюбов сумел пересмотреть многие стороны существовавшего образования и определить пути его совершенствования. Так, он выступил решительным противником авторитарных концепций воспитания, требовавших подавления воли ребенка и подчинения его «разумной воле взрослого», против неразумного наказания детей, особенно физического. И видимо благодаря страстной и решительной позиции Добролюбова, уже в 60-е гг. физические наказания в российской школе были официально отменены. Кто подсчитает, скольким миллионам детей сохранил Добролюбов здоровье своей бескомпромиссной позицией... Добролюбов внес определенный вклад в совершенствование содержания школьного обучения и детского чтения.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

5. Принцип народности в воспитании (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) Прокомментируйте труд Л.Н. Толстого «О народном образовании»НЕ ДО КОНЦА!!!

Л.Н. Толстой высоко ценил народную педагогику, защищал в своих педагогических статьях принцип народности в воспитании детей, подчеркивал важность здорового семейного уклада, необходимость тесного общения родителей с детьми. Данные подходы были реализованы им в практической деятельности в Яснополянской школе, где создавалась атмосфера бережного, внимательного, заботливого отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности.

Так, К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессмысленным, должно быть народным… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма». По его мнению, изучение таких предметов, как география, естествознание, история должно строиться на краеведческой основе, выступать важнейшим условием нравственно-трудового, умственного развития детей. Он же предостерегал от слепого копирования опыта воспитания других народов. Он считал, что у каждого народа есть «своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели». К.Д. Ушинский поднимает вопрос о наглядном обучении как принципе дидактики, поставленном на службу развития ребёнка. Идея развития ребёнка проходит через всё содержание обучения. В основе этого содержания лежит, по мнению педагога, родной язык, родная литература, культура, природа, отечественная история, реальные события.

Основоположником народной школы в России считается К.Д.Ушинский (1824-1871), который положил в основу всей системы образования интересы родины и своего народа. Основной задачей образования он считал подготовку человека к труду, к жизни. Сформулированный им принцип народности в образовании означает обязательность обучения для всех поколений в соответствии с экономическими, общественно-политическими и культурно-просветительскими интересами. Андрагогическое значение имеет положение Ушинского, о поощрении сознательности в обучении и индивидуальной активности. Следует отметить его поддержку воскресных школ, в которых могли обучаться как дети, так и взрослые.

Однако, новая педагогика вступила в конфликт с государственной школой николаевской эпохи, которая ставила целью подготовку законопослушного верноподданного сообразно его сословию. В это же время появляется получившая большую известность статья Н.И.Пирогова (1810-1881) “Вопросы жизни” (1856), в которой отстаивались принципы народности образования. По инициативе и при непосредственном участии великого медика был открыт ряд воскресных школ, которые были ориентированы на образовательные потребности народа.

Во второй половине XIX века происходит значительное распространение просветительских идей Л.Н.Толстого (1828-1910). В статье “О народном образовании” (1874) он утверждал, что развитие подлинной культуры невозможно, пока содержание обучения определяет не сам народ, а чиновники и бюрократы, нанятые государством. Толстой показал себя сторонником неформального образования когда отрицал заранее установленные учебные программы, твердое расписание занятий. Напротив, учащимся, по мнению Толстого, следует самостоятельно определять чему и как учиться. Помощь педагога должна быть очень незначительна и незаметна. Следует отметить вклад Толстого в диалоговое обучение, когда посредством беседы самостоятельно формулируются выводы, развивается понимание собственной идентичности и цельности человека.

Л.Толстой непосредственно участвовал в работе нескольких уездных народных школ. Его идеи либерального образования (“свободного воспитания”) использовались в последующем Н.К.Крупской и А.В.Луначарским


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: