Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Типы воспитания

Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:

Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Аномалии личностного развития подростков

Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

КРИЗИС ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

№45. Эротическая стадия либидо характеризуется возникновением интереса к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе. В художественных произведениях становятся привлекательными сцены свиданий, объяснений в любви и т. д. Даже описания, в которых взрослый человек не найдет и намека на сексуальность, возбуждают подростка, толкают к эротическому фантазированию. На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма, что в плане биологического развития является прогрессивным, так как толкает. к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии. Наряду с этим имеются формы эротической реализации, подкрепляемые оргазмом (петтинг). Под петтингом принято понимать всевозможные любовные ласки, вызывающие резкое возбуждение, а иногда доводящие обоих партнеров или одного из них до оргазма.

В эротическую стадию тесно вплетается сексуальное фантазирование, и четкой границы между эротической и сексуальной стадиями становления либидо провести невозможно.

?№46. Сексуальная стадия либидо протекает на фоне специфических эмоций нижнего порядка, которые, возникнув в период полового созревания, испытывают затем постоянную стимуляцию продуктами внешней секреции. Изменения, происходящие в пубертатном периоде, нередко достигают такой высокой напряженности, что сопровождаются рядом неконтролируемых и непроизвольных феноменов (спонтанные эрекции с выраженным половым возбуждением, мастурбаторные эксцессы).

Период становления сексуальности характеризуется окончательным формированием половой системы с устойчивым созреванием сперматозоидов. Рост костной и развитие мышечной системы в этот период завершаются. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность. Происходит пересмотр привитых догм и своего положения в семье, обществе, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции, формируется общественное представление и социальное сознание, адекватная оценка своих способностей.

Психосексуальное развитие (а по большому счету - и судьба) во многом

зависит от влияния ближайшего окружения (родителей, сверстников) и условий

воспитания в детском и подростковом возрасте.

Есть две крайности неправильного воспитания:

1. Безнадзорность, гипоопека (недостаточная опека), отсутствие

родительского контроля за времяпрепровождением ребенка, что бывает в пьющих

семьях, в семьях низкого интеллектуального и социального статуса;

2. Деспотизм родителей, подавляющих любую инициативу и требующих

беспрекословного послушания, гиперопека (чрезмерное опекание ребенка),

чересчур строгий контроль, ограничение контакта со сверстниками, строгий

отбор друзей, запрещение общения с ровесниками противоположного пола.

В первом случае велик риск раннего начала сексуальной жизни со всеми

вытекающими отсюда негативными последствиями. (См. главу "Беспорядочная

половая жизнь").

Вторая крайность неправильного воспитания обычно приводит к задержке

формирования либидо.

Ребенок обязательно должен общаться со своими сверстниками - и с

детьми одного с ним пола, и с детьми противоположного пола. Только так он

научится строить правильные отношения с людьми. В детстве и подростковом

возрасте отрабатываются многие модели поведения, которые закладывают основу

для взаимоотношений с людьми во взрослой жизни.

Конечно, родители не желают зла своему ребенку. Применяя свои

воспитательные меры, контролируя круг общения, опекая и давая советы, они

руководствуются самыми благими побуждениями, надеясь оградить сына (дочь)

от "дурного" влияния сверстников, от пьянства или раннего начала половой

жизни.

Однако порой они даже не предполагают, к чему это может привести.

Постоянная опека и контроль, запрещение общения с кем-либо из

сверстников и навязывание иного круга общения, и даже полная изоляция от

сверстников, отрицательное отношение к любым проявлениям сексуальности

ребенка, естественным для его возраста, наказания и другие жестокие

"воспитательные" меры, - искажают этапы психосексуального развития ребенка

и деформируют его личность.

Основным стержнем задержки психосексуального развития, на который

впоследствии нанизываются другие сексуальные нарушения, являются трудности

общения (коммуникации) и нарушения поведения, вызванные неправильным

воспитанием.

На этапе, когда ребенок 2-4 лет проявляет естественное и нормальное

для его возраста любопытство к своему телу и телу сверстников, суровые

родители расценивают это как "распущенность" и строго наказывают его за

это. Точно так же чересчур строгие родители реагируют и на стремление

ребенка общаться с детьми противоположного пола, и на его первую детскую

влюбленность.

Запрет на общение приводит к тому, что у ребенка не развивается

навыков общения и нормального поведения с представителями противоположного

пола. Из-за этого становление сексуальности отстает от своих нормальных

сроков (это называется асинхронией психосексуального развития).

У таких детей отсутствует любопытство к половым отношениям. Они не

играют в типичные игры - "в дочки-матери", "в семью", "в доктора", где

нужно брать на себя определенную половую роль, означающую принадлежность

либо к мужскому, либо к женскому полу (такие игры называются полоролевыми).

В норме девочки должны стабильно играть роль "жены", "матери", "сестры",

"невесты", а мальчики соответственно - "мужа", "брата", "жениха". Как вы

видите, уже в таком возрасте у детей четко заложено осознание своей

принадлежности к определенному полу, - то есть, осознание половой роли.

Но есть дети, которым все равно, какую роль играть. А есть такие,

которые стабильно предпочитают играть роль противоположного пола - мальчики

сами вызываются быть "женой", "невестой", а девочки - "жениха", "мужа".

На первых порах родители не замечают, что с ребенком что-то неладно.

Наоборот, они считают отсутствие интереса к проблемам пола свидетельством

хорошего воспитания. Нарушения становятся более явными лишь в пубертатном

периоде.

Некоторые девочки, будучи уже в подростковом возрасте, как бы

"спохватившись", начинают играть в полоролевые игры, свойственные

5-7-летным детям. Девочка-подросток общается с детьми дошкольного возраста

и с увлечением играет с ними в куклы, "дочки-матери" и другие игры, в

которые она "не доиграла" в положенном возрасте.

Однако это весьма чревато. Дело в том, что подростковому возрасту

свойственен иной гормональный фон и большая осведомленность по вопросам

пола. Совпадение таких запоздалых игр с высокой гормональной активностью

может привести к суррогатной форме реализации либидо и развитию

гомосексуального влечения. Например, девочка-подросток с задержанным

психосексуальным развитием не обращает внимания на мальчиков, а играет

только с девочками младшего возраста, тискает, гладит, целует и ласкает их.

Взрослые полагают, что она любит детей вообще и, в частности, своих

маленьких подружек. Это влечение к представительницам своего пола, пока ещё

не сексуальное, совпадая с развитием гормональной системы

девочки-подростка, может закрепиться. В дальнейшем формируется интерес

только к женскому полу и развивается гомосексуализм (лесбиянство).

По аналогичному механизму происходит инверсия (извращение) полового

влечения у мальчиков-подростков.

Итак, неправильное воспитание в условиях изоляции от ровесников

противоположного пола - путь к гомосексуальному влечению.

Социальная изоляция, и в первую очередь, от сверстников, приводит к

искажению сексуального поведения, нарушению реализации влечения.

На этапе формирования психосексуальных ориентаций половое влечение

может задержаться на платонической или эротической стадии. Сексуальная

стадия либидо не формируется. Это является одной из причин расстройства

сексуального влечения и половой холодности женщин.

Неправильное половое воспитание - одна из причин половой холодности

женщин.

Деформируется половое развитие у детей, растущих в семьях, где

деспотичная, властная мать является лидером и полностью отстраняет мягкого,

подчиняемого мужа от влияния на детей. В данном случае родители меняются

ролями: мать выполняет мужскую роль, отец - женскую.

Соответственно, у детей, растущих в такой семье, не формируется

правильное представление о половой роли - что мужчина должен быть сильным,

мужественным и вести себя по-мужски, а женщина - быть женственной, мягкой и

вести себя по-женски.

Девочка, глядя на мать, никогда не будет женственной. Либо она

вырастет мужеподобной, если пошла характером в мать, либо задавленной,

забитой, пугливой, неинициативной, - если она слабого характера.

Еще хуже обстоит дело с мальчиком, растущим в семье с

перераспределением половых ролей у родителей. Даже если сын обладает

сильным характером, ему не с кого брать пример. Не с матери же! А его отец

- отнюдь не образец мужественности.

Дети бессознательно подражают родителям одного с ними пола. При всем

уважении к матери сын не будет перенимать её манеру поведения. То же самое

с девочками - они подражают матери, но не отцу, даже если почитают его.

Если сын пошел характером в мягкого отца, то мать-тиран полностью

подавляет и мужа, и сына. Такие женщины не удовлетворены в сексуальном

отношении, поэтому все, что связано с сексом, вызывает у них непреодолимое

отвращение. Точно такое же отношение к взаимооношениям полов мать

навязывает сыну, подавляя любые проявления нормальной сексуальности ребенка

и формируя у него комплексы. Став взрослыми, они страдают от различных

сексуальных дисфункций - отсутствия интереса (или отвращения) к сексу,

слабого полового влечения, невозможности достичь оргазма, импотенции и

прочих.

Все этапы психосексуального развития взаимосвязаны. Существует

преемственность стадий этого процесса. На каждом из этапов становления

сексуального развития имеются задатки последующего. Если выпадает

какой-либо этап, то это искажает течение последующих стадий, а в целом

влияет на сексуальность человека.

Если ранние этапы нормального психосексуального развития отсутствуют

или нарушаются, то возникают грубые нарушения, деформация сексуальности,

которые затрагивают ядро личности. Если отрицательные факторы влияют на

личность уже на завершающих стадиях развития сексуальности, то это приводит

к более легким нарушениям. Очень многие сексуальные проблемы взрослых людей

являются следствием

неправильного полового воспитания в детские и подростковые годы.

№47. Этапы и кризисы семьи после отделения взрослого ребенка: характеристика и соц-пед-я помощь

Завершающий этап жизнедеятельности семьи. Когда дети начинают трудовую дея-тельность и создают собственные семьи, семья родителей прекращает воспитательную деятельность.

Попытки ее продолжать чаще всего вызывают сопротивление детей.

Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями по-жилого возраста. Физических сил все меньше, следовательно, увеличивается потреб-ность в рекреации, все большее значение приобретает отдых. Состояние здоровья супругов ухудшается, и связанные с этим проблемы выходят на первый план, в этом направлении перемещаются интересы, здесь нередко сосредоточиваются все усилия.

В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домаш-нем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «дедушек» требуют особенно много сил в первые годы жизни внуков. Происходит перекладывание части забот на старшее поколение, что обусловлено теми трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях.

Завершение жизненного цикла - окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей - увеличивает потребность в признании, уважении (особенно со стороны детей). Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе начинает играть особенно заметную роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: