Проблема современности в гуманитарном знании (понятие парадигма, теория З.Фрейда)

Вопросы к экзамену по культурологии для студентов 1 курса

Мир человека и особенности гуманитарного знания.

Мир человека. Сам человек (кто он? Для чего? Человек) произведение чел. Деят. (артифакты) чел.деят. (практика(труд, управление,созд.произвед.искуства) обществ. Формы в кот.осуществ.деят. соц.институт (шк,семья,ВУЗ). Особ.гум.знания. появ.в филосовии. Дуализм – сочет.прир. начала и социального.Многогранность, субъективность, опора на эстетику, эст.каноны – призн.в общ.идеальн.образ. компаненты: наука, искусство. наука напр.на выявление причинно-следственных связей. Искусство – отражение действит.с помощью худ.слова. соц.рефлексия – это размышление человека о мире, о её истории, в кот.методология сочет.с мастерством. Полемика(разные подходы) есть возможность выбора. Гумм. Знания – знания мировоззренческого характера.

Предмет культурологии: содержание, особенности изучения и образовательные функции.

Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах, видах, в ее функционировании и конфликтах. К-ра понимается:

как то, что содержит в себе искусство, знания, нравы, технологии поведения в труде, экономике, политике, семейной жизни и тд.;

как образование, меняющееся во t и пространстве;

как вкл в себя мир человека с его артефак, практикой и институтами.

Her собств язык, назыв понятийный аппарат. Сложилась собств сист терминов.

Методы изучения: наблюдение, истолкование, проверка. Чертой культурологич метода можно считать преодоление дистанции между исследователем и предметом познания.

Конечным продуктом явл постр теоретич модели К-ры, открытой, динамичной, достаточной для того, чтобы истолковывать различные К ситуации и формы.

Метод преподавания: Аналитический

Проблема современности в гуманитарном знании (понятие парадигма, теория З.Фрейда).

ПАРАДИГМА, - правила исследования, обяз для конкретной научной дисципл

Парадигмы образуют рамки исследования: теоретические и практические. Для гуманитарного знания современными являются те парадигмы, которые актуальны для научного сообщества в целом и для отдельных частей, независимо от того, когда они созданы.

Согласно З.Фрейду: человек - существо двумерное. Под оболочкой приличий, образования, эстетических идеалов кроется нечто бессознательн, принадлежащ к животн миру.

По своей природе бессознательное антиобщественно. В его основе инстинкт обладания другим человеком, называемый либидо(влечение, желание, страсть)

Для того, чтобы люди могли вести упорядоченную общественную жизнь, они изобрели культуру.

Культура - это, прежде всего, система запретов, наказаний от вражд побужд человека, Окультуривание человека формирует у него -Super Ego, Super ego можно считать сублимацию - перевод желаний и потребностей в иные формы, признанные обществом. Так, человек выражает свою любовную страсть в поэзии или танце.

Чем культура развитей, тем сильнее подавляет Че инстинкты, тем более она враждебна природе Ча.

З.Фрейд положил начало парадигме культурологии, включавшей в фокус исследования взаимоотношения «человек - культура». Он акцентировал внимание на фундаментальном противоречии между природными инстинктами человека и социальным миром, в котором тот только и может жить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: