Культура есть то, что отличает Ч мир от природного.
К вкл в себя также особый вид деятельности, позволяющий человеку переходить от одной социальной роли к другой, менять свои амплуа в театре жизни: быть студентом и покупателем.
Она представлена во всех социальных институтах, к каким бы подсистемам те ни принадлежали: в экономических, политических и пр. Культура не только создает единый алгоритм их функционирования, но определяетситуацию, в которой они действуют.
функции культуры в обществе:
•производство идей, мировоззрений, ценностей, убеждений и верований, которые воздействуют на человеческую практику в той мере, в которой они принимаются людьми (Ф.Тенбрук);
•наполнение смыслом различных видов человеческой деятельности: определение целей, соотнесение новых видов деятельности с традицией...;
•обеспечение взаимодействия людей при помощи языка;
•регулирование деятельности при помощи принятых норм и правил;
• от покол к покол продуктов культуры: знаний, преданий, обычаев,
|
|
•эстетизация человеческой деятельности, понимаемая как отнесение артефактов и самой практики к художественному идеалу.
Морфология (строение) культуры.
Гл эл - система ценностей. Ценности - жизненные ориентиры, побужд Ч к к/л поступкам;
Именно ценности формируют мотивы человеческого поведения.(выбор к/л соц ролей и порядок исполн)
Обязат эл К-явл сист норм - правил повед, обязат для исполн в данной ситуации. Традиция обязывает поступать только так, не позволяя выйти за пределы установленных правил.
След эл К - средства деятельности. (вещные и виртуальные) Гл-символ. Артефакт культуры исполняет роль знака, понятного всему сообщ и обозн нечто большее. Символ - ориентир, позволяющ Ч определ в ней свою позицию.
Присут ритуалы - процедуры, совершаемые людьми в автомат порядке. В нем нет мысли и чувства. Участие в нем - способ идентифиц себя с группой, заявить о принятии норм
Культура как исторический процесс, культурная эпоха, источники культурных инноваций.
Культурный процесс предполагает изменение во t соц технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры.
Деление на две школы:
Эволюционная: Культура во всем мире единообразна (от низшего к высшему, от простого к сложному).
Циклическая признает множсть К, каждая из которых эволюц по своим собств законам, но всегда циклически. (последоватть и повтор в ист).
Культурная эпоха - истор сложившийся этап К процесса, обладающий вну ед-ом всех эл на основе общности стиля.