Предмет и метод муниципального права

Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.
Предмет МП составляют следующие группы общественных отношений:

1. Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли.

2. Отношения, связанные с деятельностью выборных, других органов МСУ, их должностными лицами по управлению вопросами составляющих предмет местного самоуправления.

3. Отношения, возникающие в процессе реализации органами МСУ определенных государственных полномочий переданных им органами государственной власти в соответствии с законодательством, а так же в процессе организации и исполнения ОМСУ законодательных и иных правовых актов федеральных органов государственной власти субъектов РФ.

Особенности предмета МП регулирования обуславливают комплексных характер МП, как отрасли права, многие нормы МП регулирующие на местном уровне имущественные, финансовые, земельные и другие отношения являются одновременно нормами гражданского, финансового, земельного, конституционного и других отраслей права.

МП, как и другие отрасли права воздействуют на общественные отношения с помощью правовых приемов, способов как предписания, дозволения, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования. Поэтому и для МП характерно присутствие двух общеправовых методов, как императивный, так и диспозитивные.

Система муниципального права

Муниципальное право – как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм МП, регулирующих определенные группы общественных отношений входящих в его предмет.

Поэтому под системой муниципального права понимается объединение муниципально - правовых норм, муниципально – правовые институты расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Правовые институты, составляющие систему:

1. МСУ в системе народовластия.

2. Основы МСУ, которые включают в себя территориальные, организационные, финансово-экономические.

3. Пределы ведения и полномочия МСУ.

4. Гарантии МСУ.

5. Ответственность ОМСУ и должностных лиц МСУ.

3. Конституция РФ является основным законом на территории РФ. Именно она признает и гарантирует М.с. (ст. 3, 12, 130-133). Основываясь на конституционных положениях, Закон об общих принципах организации М.с. констатирует: «М.с. как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ» (ст. 2).

Признание М.с. в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях центраоизации и концентрации власти)основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов М.с..

Конституция РФ, закрепляя М.с. в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность М.с. его органов в системе управления обществом и государством. М.с. не входят в систему органов государственной власти и не рассматриваются как структурное подразделение государственной системы управления.

Гарантируя М.с. Конституция РФ устанавливает, что М.с. в пределах своей компетенции самостоятельно. Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения М.с. а также разграничивает полномочия органов гос. власти РФ.

В соответствии с Конституцией РФ ст.16 положения ее статьи 3 и 12, не могут быть изменены иначе как в Конст. порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: