Введение

В. П. ХАБИРОВ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЕКЦИЙ

И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЕКАТЕРИНБУРГ 2005

УДК 44/46

ББК Ш 147

Х 29

Хабиров В. П.

Языкознание – Материалы для лекций и семинарских занятий / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т иностр. языков УрГПУ. ─ Екатеринбург, 2005. ─ 196 с.

ISBN

В учебном пособии рассматриваются основные темы курса языкознания, даются основные положения и вопросы к темам, контрольные работы, тесты и список рекомендованной литературы. Семинарий предназначен для факультетов, институтов иностранных языков по специальности 050303 «Иностранный язык».

Печатается по решению кафедры английской филологии

и сопоставительного языкознания УрГПУ. Протокол заседания № 8 от 7 июня 2005 г.

Рецензент:

В.И. Томашпольский

доктор филологических наук, профессор

ХАБИРОВ Валерий Петрович

Учебное пособие

ЯЗЫКОЗНАНИЕ СЕМИНАРИЙ

Подписано в печать 18.06.03. Формат 60х84/ 16. Бумага для множи-

тельных аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. 0,3. Тираж 200

экз. Заказ ….. Оригинал-макет подготовлен и отпечатан в отделе

множительной техники Уральского государственного педагогического

университета. 620219, Екатеринбург, ГСП-135, просп. Космонавтов, 26

© Уральский государственный педагогический университет

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие является дополнением к учебникам по введению в языкознание и предназначено для самостоятельной работы студентов при усвоении курса «Языкознание», а также при подготовке к семинарским занятиям и к экзамену. Теоретический курс языкознания закладывает общетеоретические основы последующих теоретических и практических лингвистических дисциплин, знакомит студента с основными понятиями лингвистической науки.

Цель курса — дать фундаментальные, но доступные для усвоения студентов первого (или второго) курсов, сведения о сущности языка, его функционировании на разных этапах развития общества, о строении языка в целом и устройстве его отдельных частей, о единицах языка, о месте языкознания среди других наук и т. д.

Задачи курса — дать широкий теоретический фон, обеспечивающий понимание явлений, характеризующих систему языка и его функционирование, корректное пользование лингвистической терминологией, умение применять изучавшиеся в курсе методы анализа языка, знание классификации языков в связи с историей и культурой народов, а также раскрыть и показать студенту возможности и особенности использования языка в разных сферах социальной деятельности, ознакомить его с важнейшими лингвистическими и культурными следствиями взаимодействия языков.

Семинарские занятия, при подготовке к которым может быть использовано предлагаемое учебное пособие, состоят из двух частей: обсуждение сложных и проблемных теоретических вопросов по материалам лекций и учебной литературы (в виде дискуссии) и практические упражнения (или контрольная работа) по данной теме. На семинаре студенты учатся самостоятельно мыслить, аргументированно отстаивать свое мнение. Именно поэтому противоположные научные подходы к той или иной проблеме не всегда должны рас­сматриваться как взаимоисключающие. В зависимости от многих факторов в одних случаях предпочгителен один ответ на искомый вопрос, в других—другой. Тему и отдельные положения ее следует считать усвоенными толь­ко тогда, когда студент может осветить их с разных сто­рон, с учетом исходной концепции той пли иной лингви­стической школы. При этом не во всех случаях целесооб­разно отдавать предпочтение одному ответу перед другим. Иногда необходимо рассматривать эти ответы как равно­правные и взаимодополняющие. При потребности выбора преимущество должно отдаваться тем ответам, которые более аргументированы, основываются на более разнооб­разном фактическом материале и на более авторитетных источниках.

Одним из необходимых навыков, который нужно выра­ботать при усвоении любой научной дисциплины, и в ча­стности курса общего языкознания, является умение ориентироваться в научной литературе по конкретному вопросу. Выработке этого навыка способствует знакомство со списком работ в конце. Необходимо знать, какая литература существует по основным темам курса, какой круг вопросов освещается в ней, и уметь в случае надоб­ности найти в этой литературе ответ на интересующий вопрос.

Заключают пособие лингвистические задачи. Для их решения необходимо самостоятельное размышление над языковым материалом, умение обобщать и классифицировать факты, делать вытекающие из условий задачи выводы, формулировать правильные ответы на поставленные вопросы.

Предлагаемое пособие призвано не подменять имеющуюся учебную литературу по языкознанию, а помочь студентам ориентироваться в ней, а также контролировать и закреплять приобретаемые в процессе ее изучения знания. Исходя из этого, данное пособие целесообразно использовать в совокупности с другой литературой по языкознанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: