Виды административно-правовых норм

В зависимости от юридического содержания:

1. Обязывающие - предписывающие обязательное совершение конкретных действий.

2. Запрещающие - предусматривающие запрет на совершение определенных действий.

3. Уполномочивающие - предусматривают возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий.

4. Поощрительные.

В зависимости от субъекта:

1. регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности

2. закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и общественного аппарата.

3. закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций

4. закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства

По предмету:

1. Материальные - определяют содержание прав и обязанностей у конкретных сторон в общественных отношениях.

2. Процессуальные - определяют порядок реализации этих обязанностей и прав.

По юридической силе:

1. Основные - устанавливаются Конституцией или конституционными актами.

2. Производные - устанавливаются подзаконными нормативными актами.

По сфере применения:

1. Общие.

2. Специальные - носят более конкретный характер, регулируют более узкий круг общественных отношений (напр., положение о санитарном надзоре).

3. Исключительные - предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.

По времени действия:

1. Срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных).

2. Бессрочные.

По действию в пространстве:

1. Действующие только в РФ (федеральные и локальные нормы).

2. Действующие за её пределами.

Структура административно-правовой нормы. Большинство административно-правовых норм носят рекомендательный характер. Структура: гипотеза - диспозиция - санкция. Гипотеза - это обстоятельства. Диспозиция - это права и обязанности. Реализация административно-правовых норм происходит стандартно.

12б.Понятие, основные черты, виды административно-правовых отношений

Определение: АПО – это общ-ое отн-ие, сложившееся в сфере ГУ, регулируемое нормами АП. Особенности АПО: 1) Это отн-ия, которые построены на принципе «власть (авторитет) – подчинение». Для АПО характерно отсутствие юр-ого равенства сторон. 2) Непременным участником АПО является орган исп.власти или его официальный представитель.

Структура АПО: 1) Субъекты (участники) АПО. Субъекты АПО делятся на 2 группы – индивидуальные (физ. лица: гр-не РФ, ин-ые гр-не и лица без гр-ва) и коллективные (органы исп. власти, предприятия и учреждения, партии и объединения). 2) Объекты АПО. Существует 2 точки зрения: а) Объекты - это то, на что направлено АПО, в этом случае объект только один – поведение обязанной стороны в ПО (управляемых). б) Объект – это то, по поводу чего складывается ПО. При этом приходится различать несколько видов объектов: - материальные и нематериальные блага, гласный адм-ый надзор. 3) Правомочия и юр-ие обяз-и участников ПО.

15б. Административно - правовой статус граждан

админ.-правовой статус гражданина. Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с гос-вом влекущая за собой возникновение взаимных прав и обязанностей.

Категории граждан: обычные, с двойным гражданством.

Административные права граждан подразделяются на 2 группы: развивающие и обеспечивающие реализацию конституционных прав, права регулируемые только нормами АП.

Обычные граждане подразделяются: 1.лица имеющие гражданство РФ на день вступления в силу ФЗ «О гражданстве» от 2002. 2.лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с ФЗ «о гражданстве».

Принципы гражданств РФ: 1.гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 2.пребывание за пределами РФ не прекращает гражданство РФ. 3.гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его. 4.гражданин не может быть выслан за пределы выдан иностранному государству. 5.рф поощряет приобретение гражданства лицами, проживающими на территории РФ, если они не имеют гражданства. 6.заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданство РФ, не влечет за собой изменение их гражданство.

Приобретение гражданства: 1.по рождению, 2.в результате приема в гражданство РФ. 3.в результате восстановления в гражданстве. 4.по иным основаниям, предусмотренным законом.

Прекращение гражданства: 1.в случае выхода из гражданства РФ. 2.по иным основаниям, предусмотренным в законе.

17б.Административно-правовые гарантии прав граждан

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ)

Политические гарантии - признание источником власти народа, его возможность осуществления сво­ей власти непосредственно, а также через органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления.

Экономические гарантии — материальные условия осуще­ствления прав, свобод и исполнения обязанностей граждан.

Юридические гарантии – Взаимосвязь правовых и организационных гарантий позволила объединить их в группу организационно-правовых гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и не административно-правовыми.

Изначальным и универсальным гарантом может быть толь­ко закон.

Он должен быть адекватным эконо­мической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы; конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на ко­торых возлагается обязанность создавать условия для реализа­ции прав и свобод, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществ­ляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно под­разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуще­ствления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конститу­цией РФ, установившей, что права и свободы человека и граж­данина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется су­дебная защита его прав и свобод.

К внесудебным гарантиям относится повседневная деятель­ность других государственных органов, органов местного самоуп­равления, направленная на обеспечение прав, свобод и обязанно­стей граждан и их, в необходимых случаях, защиту и восстанов­ление, осуществляемые в соответствии со спецификой функций и компетенцией этих органов.

Всемерная защита прав и свобод граждан — важнейшая обя­занность Президента РФ. Президент РФ выступает их гарантом как глава государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: