Социолингвистика - стыковая дисциплина. Изучает язык в связи с социальными условиями его существования. Это комплекс внешних обстоятельств, в которых язык функционирует и развивается: структура людей; различия пользователей языка (в возрасте, в речевом поведении, в социальном статусе).
Что язык неоднороден в социальном отношении - было известно еще в нач. 17 в. Есть подвиды языка в соответствии с социальным статусом и возрастом.
Термин возник недавно - в 1952 г. Его ввел американский социолог Г. Карри. Но корни социолингвистики глубже и уходят в Европу.
В начале 20 в. проблемы социолингвистики изучались во Франции, в России. Этому способствовала лингвистическая традиция, существовавшая в Европе. Но от лингвистики проблемы не отделялись, т.к. считалось, что в языке есть социальная сторона (де Куртуне).
Важнейшие идеи были выдвинуты Бодуэном де Куртуне, Виноградовым, Поливановым, Якубинским, Балли, Сеше и т. д.
Идеи:
-о том, что все средства языка распределены по сферам общения, что имеет социальную
|
|
обусловленность.
* социальные дифференции единого национального языка - в зависимости от статуса носителя.
* темпы языковой эволюции связывают с темпами развития общества.
Методы исследования диалектов начали распространять на город, обосновывали распространение социальной диалектологии наряду с территориальной.
Считали, что для понимания устройства языка нужно изучать все его формы.
Во 2-1 половине 20 века - перешли к экспериментальной проверке гипотез. Сейчас исследования характеризуются строгостью, системностью, анализом фактов.