Общенародный язык и формы его существования

Структура яз-ка м.б. по-разному реализована в речи. Одну и ту же вещь в разных рус. говорах наз-т по-разному: кувшин, крынка, махотка, горлач, жбан. Варианты реализ-ии язык, стр-ры, принятые в опред-м социуме (народе, соц. группе), сост-т языковую норму данного социума. Общенародный язык - это совок-сть всех существующих норм, он включ. в себя лит. яз., народно-разговорную речь, территориальные диалекты, различные соц. диалекты (профессиональная речь, жаргоны, тайные корпоративные языки, кастовые языки). По отнашению к общенар. яз. отд-е нормы выступают как формы сужествования языка. Формы сущ-ния языка различаются между собой составом материальных средств, соц-м статусом (т.е. сферами употребления, кругом функций), степенью и хар-м нормированности. Взаимоотношение отдельных форм сущест-я зыка м.б. различными в разных языках, а также в разные периоды истории одного языка.

30. Язык и культура.

Проблема «язык и культура» многоаспектна. Языковедческий аспект пр-мы по меньшей мере двупланов, поскольку яз. и культура взаимодействуют. Прежде всего законен вопрос о соотношении понятий «яз.» и «культура»: в какой мере яз. - Это культура? Культура означает нечто возвращенное трудом человека, в отлич от дикорастущего; это продукт соц-й, а не биологич-й активности людей. Яз. же выступ, как явл. и культ, и природы. С одной стороны, яз. явл. одним из важнейш. достиж. соц. истории чел-ва, он выст-т и как слагаемое культуры и как ее орудие. С другой, в самой материи языка, в ряде существенных хар-к язык, етр-ры отразились биологическая порирода чел. Наличие во всех яз. мира гласных и согл. и преобладание звук, цепей с чередованием гл-х и согл. обусловлено не культурой, а природой. Природа определяет в языке наиб, глубокие черты его стр-ры и закономерности порождения и восприятия текста. Культура опред-т план содерж-я знаковой системы яз. Хар-р и ф-мы влияния к-ры на яз. наиб. отчетливо выст-т при рассмотр-и именно своеобразия яз-в при сопост-и разных яз-в. 1) Различия наиб. заметны в лексике и фразеол, т.к. номинативн. ср-ва яз. связаны с внеязык. реальностью. 2) Различия в культ-х м. сказаться в том, что в разных яз. слова с тождествен-й предметной отнесенностью м. различаться св. эмоц. и оцен-ми оттенками. 3) Воздейст-е к-ры на яз. проявл-ся в своеобр-и самого пр-са общения в разн. ку­рах, что сказ-ся в некот-х особен-ях лексики и грамм-ки, в особен-х нормативно-стилистич. уклада яз. В кажд. ку-ре поведение людей регулир-ся сложившимися представл-ми о том, что чел-ку полагается сделать в типичных сит-ях: как ведет себя пешеход, врач гость. Т.о. воздействие к-ры на яз. наиб, ярко проявл. в нац.-культ-м своеобразии словаря, в типологич. особенностях системы яз., в своеобр-и речевого повед-я и связанных с этим явл-ях лексики и грамм-ки. Вопрос об обратном возд-и - яз. на ку-ру - остается открытым. При всем остром интересе соврем. чел. к фольклору, мифу, мы недост. предст-ем меру присутствия и участия фольклора в соврем. ку-ре. Взгляд на мир, запечатлен-й в яз., развертывается в ку-ре народа, как зерно в колосе. Однако в сравнении с фольклором яз. выст. как более древняя, глуб. система. Выс. уровень содержат-сти яз., уч-тие яз. в осн. позноват. прц-х, тесная связь яз. и различн. форм общест-го созн-я - объективы, основа этих поисков. Влияние яз па ку-ру носит исключит. глубокий, внутр-й и поэтому как бы скрытый хар-р. Гипотезы о влиянии яз. на ку-ру и мышление пока не перерастают в доказательные теории. Дело в том, что феномен ку-ры сложен. До сих нор не ясна ее ст-ра, значимость отд-х уровней и подсистем ку-ры. Не создана типология культур, не поняты законы их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: