Речь и мышление

Речь человека связана с сознанием в целом (речь включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами). Главное для речи - это ее отношение к мышлению. Между речью и мышлением существует единство, а не тождество. Нельзя представить себе речь как внешнюю форму мысли. Теория бихевиоризма-стремились установить тождество между Р и М, пытались их свести. С помощью спец.тех.средств ученые фиксировали движения гортани и неинтеллектуальные операции. Р- не совокупность реакций, т.к. иногда нельзя найти подходящих слов. Р- это нечто большее, чем орудие мысли. Она включается в сам процесс мышления. У речи есть своя стр-ра, кот. не совпад. со стр-ой мышления. Стр-ра Р выр. граммат-ки, а стр-ра М в логике. В процессе воспроизведения, мысли облекаются в словесн. форму. Это оказ. влияние на запомин. Мыслей. Память на мысли прочнее, чем память на слова. Часто мысль сохраняется, а слов, ф-ма утрачивается или замен, новой. К речи отн. т. звук или фон. мат-л. Когда звук, мат-л отпадает, получается мыслит, содержание. На самом деле речь не сводится только к звуковому материалу. Специфика речи заключается в ее граммат. стр-ре, синт., стилистической, но особенно в речевой технике. Между речью и мышлением существует не тождество, а диалектическое единство, включая различия, которые могут заостряться до противоположности.

17 .Словесно-логическое и несловесное мышление.

Словесно-логическое мышление опирается на речевой поток, к-рый мы членим на предложения.

Существует яз. связь м/у яз. единицами, к-рые они обозначают. Одна мысль может
оформляться разными словами, но и слова могут выражаться разные мысли. Служебные
слова не выраж. объекта языковой реальности; восклиц. и побудит. предложения выраж.
отношение говорящего к его высказыванию(это всего лишь волеизъявление)
На основе одних и тех же слов действительности яз. мышлении формир. категории, к-рые
складываются разными путями: категории мышления- это воздействие псих. факторов,
лингвистика-это процесс стихийного обобщения яз. форм. Поэтому в грамм. строе разных яз.
может обнаруживаться категории обязательные для определенных ч.р., для конструкций
предложений. Но они не имеют категорий мышления (подлежащее- субъект, сказуемое-
предикат,-- объект, определение-атрибут).

Категории ч.р. соотносятся со смысловыми категориями: сущ=предмет, глаг=процесс,
действие, прилаг= кач-во

Структурные ед-цы яз, к-рые соотв. суждению, явл-ся предложением: мысль—тема/рема. Система членов предл. лежит в основе выделения придат. предложений. Структурной единицей мышления явл. мысль. Несловесное мышление

Мысль оформ-ся самим выск-м. Мышление облачено в яз. одежду. Мысль не всегда облачена словом. Мысль может предшествовать появл. речи. Иногда мысль ускользает и мы не может выразить ее словами. Иногда несколько мыслит. процессов происходит одновременно. Мы не осознаем причин, к-рые это вызвали. Мысль помогает воссоздать забытую картинку. Мысль м.б. скрыта от нас самих. Она иррациональна.

Сод-е высказывания конструируется раньше, чем форма его выражения в речи.

Ученые утверждают о суверенном хар-ре мысли. Мысль м.б. не обращена к другим.

Ученые изучили внутреннюю речь и разделили на: Внутр. проговаривание- внешняя речь

про себя (близка к внешней); Внутреннее программирование-схема, к-рая обеспечивает яз.

выск-ия.

Молчание-единица мыслительной деятельности (несловесное мышление). Оно может быть.- Коммуникативно -значимое(может выражать отношения, оценки. Оно сохраняет сод-е речевого акта). Незначимое молчание(внешиее). Конвенциональное молчание т.е.это оговоренная определенными условиями ситуация (минута молчания).

18. Проблема значения.

Значение подразумевает и формирует понятие. Оно соотносится и с речью, и с мышлением. Значение слова соотносится с мышлением и речью. Есть означаемое и означающее, связаны ассоциативной связью. Соотнесение означ-мого и означ-щего восходит к теории де Соссюра. Развитие значения слова исчерпывается предметом его содержания -связь мышления и речи. Выгодский: значение - единица речевого мышления, единство речи и мышления. Структура значения внутренне динамична. Она изменяется. Это способ познания. Язык развивается, т.к. изменяются способы познания мира. Значение, слова не константно. это явление динамично, а не статично. Динамичность языка, но причины изменения разные. Изменение семантики связано с изменением мышления.

Язык - система саморазвивающаяся. Значение слова может изменятся во внутренней природе - изменяется отношение мысли к слову. На каждой ступени развития языка особое отношение между мышлением и речью. Отношение мысли к слову - процесс развивающийся.

Понятие «внутренняя речь» - Леонтьев, Луриа, Жимкин. Она проявляется при восприятии объектов дейст-сти, в процессе формирования дейст-сти. Внешняя речь - процесс формирования мысли в слова. Внутр. - процесс испарения мысли в речи. Психологическое подлежащее известно тому, кто проецирует речь. Во внутр. речи на 1 ый план значение, не зависимо от звук, стороны. Преобладание смысла над значением. Смысл слова - это совокупность всех психологических факторов, возникших в нашем сознании благодаря слову. Смысл м. отделить от слова и выразить другим, а значение нет. Смыслы слов обнаруживают иные знаки определения. Слова во внутр. речи концентрируют сгусток смысла. Знаки могут быть различны (азбука для глухонемых). Процесс восприятия чужой речи сопровождается работой речевого аппарата. Если смысл охватывается вцелом - проговарив-ся мало. Если нужно обобщить, то максим, проговаривается. Единицей, отражающей в наипростейшем виде единство мышления и речи, значение слова. Взаимоотношение яз. и сознания-принципиальное значение. Значение - когнитивная структура некоего знания. Эта структура оформляется словом. Это компонент мышления, а мышление единство - познавательная структура принадлежит и единицам речи и единицам языка. Во внутренней речи значение на 1ый план. Значение устойчиво при всех изменениях смысла. Мыслительный процесс управляется смыслом. Актуальное членение речи. Звучащее слово меньше связано со значением, чем со смыслом - слово выше речи, не м. актуализировать структуру знания. Слово в конкретной речевой ситуации - знак определенного смысла.

19. Предмет и задачи типол.языков и лингв.универсалий.

Лингв. типология устанавл. сходства и различия м/у яз., не зависящие от генет. родства или влияния одних яз на др.Тип-ия рассм.:1)важные язык, хар-ки, кот. опред. др. аспекты строя яз.;2)способ соед-ия значащих част.слова;3)строй предл-ния. Интерес к малоизуч.яз. Африки, вост.Азии. М. исслед. языки уже изученные.Универсалии - св-ва, кот. присущи челов.яз в целом. Учёные выяснили ряд универс. св-тв языка. Вопрос об эмпирич.явлен. универс. св-тв поднимал Гринберг. В н. 6О-х гг. 20 века бурно развивались лингвист, теории, кот. стремились найти базовые св-ва языка. Индукт.метод изучения унив.св-тв (Гринберг обследовал языки разл. семей, оценивая их по одним и тем же параметрам и выявлял только совпадения - универсалии). Большинство исследований строится на небольшом кол-ве яз.(20% яз. мира не м. выявить универсалии, общие св-ва челов. языка) У Гринберга др. понимание универсалии - не надо проверять в кажд. яз. мира, проверять в выборке языков. Требование - принципы отбора. Выборка д.сост. так, чтобы в ней равномерно представлялись яз. семьи и регионы. Если не соблюдать пропорцию, то увидим св-ва 1 семьи. Однако все универсалии ещё не выявлены. Редки и малосод-ны самые простые по форме универсалии, кот. содержат утверждение, что некот. объект представлен в каждом яз.(напр,порядок слов).Общие и широко распр. категории не явл. универсалиями. Перспективным оказыв. исслед-ие универсалий в формулир. кот. есть не 1, а 2 и более грамм.св-тв. Ни один из порядков слов не универсален. На основании параметров выделяют 4 типа языка: 1.относит. предл-ние и генетивное определение предшествующее имени. 2.относит. предлож. предшествующее имени, а генетивное определение следует за именем. 3. относит. предлож. следует за именем, а генетивн. определ. предшеств. имени. 4. относит. предлож. и генет. определ. следуют за именем. Если в языке есть св-ва х, то есть и у и наоборот. Если в языке есть предлоги, то генетив в нем следует за определением имени. Паукальное число - зн. двойственное число.

20. Фонетнко-фонолог. типол. языков.

В 1922г. Б.Гавранек представил доклад о фонолог. географии. Исследование: наличие гласных и согласных (в одних языках больше, в других-меньше). Языки м.б.:вокапическими (гласнык больше). Напр. датский(23), англ, франц., нем.: и консонантными (согл. больше). Бел.яз по сравнен. с рус. яз. более вокалический. Для оценки вокаличности учитыв. Представление их в речевой цепи, учитывается догматика. Существует явление типичности/нетипичности. Интересуют явления, кот. встречаются почти всегда (часто) и иногда(редко).

Напр., сонорн., взрывн. звуки существ. в любом языке; шумн., фрикат. и аффрикат. м. отсутствовать. Носовые согласные - в любом языке, носовые гласные – реже (примерно 20% яз.). Кол-во носовых не м. превышать кол-во неносов. Все гласные м. образовывать слог, но отдельные согл. явл. слоговыми (сонорные).

21. Морфологические типы языков.

Самая ранняя классификация. В основу кладем признак - способ соединения морфем:

- флективные языки (слав., болт.):

1) полуфункциональность грамматических морфем -- морфема выражает несколько грамматических значений;

2) наличие фонетических явлений на стыках морфем;

3) большое число фонетически и семантически немотивированных типов склонения и спряжения.

- агглютинативные языки (тюркские):

1) развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации;

2) отсутствуют фонетически необусловленные варианты морфем;

3) для них характерен единый тип склонения и спряжения; 4) грамматическая однозначность аффиксов;

5) отсутствуют значимые чередования.

- изолирующие (аморфные) языки (кит., языки Южной Азии):

1) словоизменение отсутствует;

2) грамматически значимый порядок слов;

3) знаменательные и служебные слова слабо противопоставлены.

- инкорпор ирующи е (полисинтетические) языки (чукотский, Сев. Америки):

1) включение в состав глагола-сказуемого других членов предложения;

2) возможны чередования в основах слов.

Основы этой классификации заложены Ф.Шлегелем. Он различал флективные и нефлективпые (агглютинативные) языки. Он считал, что другие менее совершенны Его брат А.Шлегель дополнил эту классификацию. Он добавил аморфные языки. Он же их и противопоставил:

-синтетические - флексии

языки

-аналитические - служебные слова

Понятие слова считалось при этом очевидным. Гумбольдт создал почти эту классификацию,

но инкорпорирующие языки были у нас подклассом агглют-х.

Потом многие ученые строили классификации. Поздняя и легальная - 1921 г.

Потом интерес к этим классификациям ослабел.

Гринберг попытался построить количественную географическую типологию.

Но в основном продолжали опираться на классификацию Гумбольдта, дополнив ее

категориями аналитич. и синтетическ.

Сейчас уделяется внимание типологии морфологич. категории (роду, числу и т.д.)

22. Синтаксис как объект типологии.

Синтаксическая типология возникла в конце 19 века. Она опиралась на строй предложения. Возникла в связи с открытием эргативной конструкции (в кавказских, индоиранских языках). Подлежащее при переходном глаголе-сказуемом получает особое оформление, которое отличается от оформления при непереходном глаголе. Иногда это выражается в форме эргативного падежа. При непереходном глаголе подлежащее совпадает по форме с прямым дополнением. Эргативная конструкция отличается от номинативной: там подлежащее одинаково выражается при переходном и непереходном глаголе, а прямое дополнение по форме от него отличается (напр., в русском языке).

В языках могут встречаться и другие специфические конструкции:

* активн ые - единообразно оформляется активный носитель действия, форма не зависит от переходности глагола;

* пассивные- единообразно оформляется пассивный деятель.

Па основе этих признаков тоже можно проводить типологию. Обычно типология конструкций связана с типологией членов предложения. Подлежащее оформляется по-разному. Может учитываться статус участников ситуации, порядок слов.

Языки делятся на (по ветвлению-распространению):

- правоветвящийся класс - ветвление связано с расширением некоторой вершины предложения: здесь может ветвиться, распространяться сказуемое (русский, белорусский языки): Принеси мне сумку, которая возле шкафа.

- левоветвящийся класс - ветвление до вершины (алтайский, кавказский языки): Шкафа, возле лежит которая, сумка принеси.

23. Лексическая типология.

Это новая область исследования. Стала складываться во 2-й половине 20 века. Предмет изучения - типологические сходства и различия лексических систем в разных языках. Связана с грамматической и фонетической типологиями, т.к. типологические различия в лексике часто обусловлены типологией грамматики или фонетики, => лексические различия носят вторичный характер. Это определяется тем, как различается состав служебных слов, степени морфемной сложности и т.д. Т.е. лексика менее структурирована, и классификацию языков построить трудно. Лексика громоздка, менее изучена (сравн. с фонетикой и грамматикой). Недостаток эмпирических данных. Но.- работы идут,

24. Социальная типология языков.

Важны:

* коммуник. ранг языка;

* наличие письменности и продолжит. письменной традиции; - степень нормированности и характер кодификации;

* соотношение литературного языка с другими формами его существования; - правовой статус языка;

* практическое положение языка в условиях многоязычия;

* конфессиональный статус языка;

* учебно-педагогический статус языка.

Социолингвистические параметры языка определяются коммуникацией: - количество людей, говорящих на языке; - количество этносов, говорящих на языке;

* количество стран, в которых язык используется;

* состав общественных функций и социальных сфер, где используется язык.

Объем коммуникации распределен неравномерно. По данным университета в США, в 1995 г. на 13 самых распространенных языках говорило 75% населения, а на 25 - более 90%.

Больше всего говорят на китайском, потом - на английском, хинди, русском, арабском.

Коммуникация за пределами этносов и стран - английский (47 стран), французский (26), арабский (21), испанский (20).

Типология языков:

* мировые;

* государственные:

* региональные;

* местные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: