Агрессия. Типы агрессивных проявлений

Агрессивное поведение у детей и подростков Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или совершает агрессивные действия. В косвенной форме агрессия скрывается под неприязнью, ехидством, сарказмом или иронией и таким образом оказывает давление на жертву. Существуют следующие виды агрессивных действий: 1. физическая агрессия (нападение); 2. косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, выражающиеся в крике, топаний ногами и т. д.); 3. склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении); 4. негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы); 5. обида (зависть и ненависть к окружающим за их действительные или вымышленные поступки); 6. подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его; 7. вербальная агрессия (выражение негативных чувств ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов угроза, проклятия, ругань); 8.чувство вины. Любое нарушение берет свое начало из конкретной ситуации. Примером тому может служить постоянное агрессивное поведение родителей. Это обусловлено тем, что система эмоциональной саморегуляции подростка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей. Или взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых подростки узнают о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный, следовательно мне все можно»). Это и сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров. Которые повышают уровень агрессивности у подростков. Волна агрессии не спадает. Изъяны в духовном становлении учащихся – результат многих слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания. В поведении подростков, особенно тех, кого принято относить к трудным, часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия. Такое поведение можно квалифицировать как «бытовой терроризм». У некоторых подростков стремление запугать окружающих, держа их в состоянии постоянного страха или психического напряжения, обычно связано с достижением конкретных, часто глубоко эгоистических целей. У таких подростков бывают сформированы потребности, которые они не могут удовлетворить доступными им средствами (например, потребности в социальном признании, доминировании, материальные, сексуальные, коммуникативные потребности и т.д.). Сам подросток, как правило, отличается рядом черт характера, сложившихся под влиянием определенных микросоциальных условий. Имеют значение при этом и элементы психофизиологических трудностей взросления (плохое самочувствие, резкие колебания настроения, неустойчивость психики в период полового созревания и т. д.). Причины агрессивного поведения подростков имеют ряд психофизиологических предпосылок, лежащих в основе формирования устойчивых болезненных стереотипов взаимоотношений с людьми. Спокойное, неизменно гармоничное, застывшее, приспособленное существование человека невозможно в принципе. Динамическое равновесие с окружающей средой, в котором пребывает человек, делает необходимой постоянную к ней адаптацию. Если этот процесс протекает успешно, можно считать человека здоровым на данном конкретном промежутке времени. В противоположном случае различные формы дезадаптации приводят к заболеваниям соматического и психического характера, а также к социальным отклонениям. Например, аддиктивное поведение, направленное на поиски радости, удовольствия любой ценой (путем употребления наркотиков, алкоголя и пр.). Особенно трудна адаптация к средовым условиям в подростковом возрасте в силу переживаемых организмом физических и психофизиологических перестроек.

В работе К. Левина, Е. Маккоби и Р. Сирса [35] показано, что в процессе социализации агрессии ведущую роль играют 2 фактора:

· снисходительность (степень готовности родителя прощать проступки) характеризует поведение родителя до совершения проступка: ожидает ли родитель агрессии со стороны ребенка, в какой мере его поведение предостерегает (удерживает) ребенка от агрессивных проступков;

· строгость наказания родителем агрессивного ребенка характеризует поведение родителя поведение родителя после свершения поступка. Согласно результатам исследования и наиболее снисходительные родители, и наиболее требовательные имеют детей с высоким уровнем агрессии. Родителями наименее агрессивных детей оказались те, кто не был ни снисходительным, ни склонным к применению наказаний, они осуждают агрессию и доводят это до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Позднее, в дальнейших исследованиях был выявлен и описан тот механизм воспитания агрессивности, который всем хорошо известен: наказывая ребенка, родитель не только озлобляет его, но и «вооружает» моделью агрессивного поведения, учит конкретным (силовым) приемам реализации агрессии.

В течение дня с появлением усталости накапливается и агрессия. Нам всем знакомо как освобождаются от нее девочки и мальчики во время школьных перемен: подвижные игры младших школьников в значительной мере позволяют им избавиться от внутреннего дискомфорта, связанного с возрастанием агрессии. У младших подростков уже заметна дифференциация: подобным образом "снимают" агрессию мальчики и отдельные девочки, а в более старшем возрасте и далеко не все мальчики. С точки же зрения эмоционального здоровья человека, скрытая, ''невыплеснутая" агрессия таит в себе серьезную опасность. Парадоксальность ситуации как раз и заключается в том; что вся система воспитания, ориентированная на поведенческий аспект, а не на внутренний мир личности, ведет подростка по этому "нездоровому" пути. Постоянное подавление агрессии, неумение реализовать, "снять" ее адекватно ситуации, не причиняя ущерба ни себе, ни окружающим, приводит зачастую к тяжелейшему проявлению скрытой агрессии - деструктивному (саморазрушающему) поведению, формами которого являются алкоголизм, наркомания и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: