Гражданское законодательство и его система: законы и подзаконные акты. Виды систематизации законодательства

Гражданское законодательство -это система нормативно-правовых актов, регулирующих специфическую сферу общественных отношений, к которым относятся имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Система гражданского законодательства базируется на двух столбах: законах и подзаконных актах. Законные имеют большую юридическую силу, нежели подзаконные акты, ибо принимаются непосредственно государственным органом наделенным законодательной властью (Федеральным Собранием) и направлен на регулирование определенных группы общественных отношений. Все Законы обязательны к законодательному закреплению в ряде нормативно-правовых актах.

Сами законы также делятся на федерально-конституционные (обладают высшей юридической силой и регулируют положения и вопросы, указанные в Конституции РФ, например срок и порядок внесения изменений в тот или иной нормативный акт или срок и порядок учреждения нового субъекта РФ) и федеральные законы (обладают меньшей юридической силой, регулируют остальную группу общественных отношений, например общественные отношения в области страхования и реализации авторского права).

В системе гражданского законодательства к законам относятся:

· Конституция РФ - имеет высшую юридическую силу перед всеми остальными законами. По происхождению - федеральный конституционный закон.

· Гражданский кодекс РФ - законодательный нормативно-правовой акт, состоящий из четырех частей, чьи нормы направлены на регулирование всей группы имущественных и лично неимущественных отношений в государстве.

· Федеральные конституционные законы

· Федеральные законы

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, базируются на законах, издаются федеральными и иными государственными органами власти. Цель подзаконных акт - конкретизировать некоторые положения и моменты, указанные в законе.

В системе гражданского законодательства к подзаконным актам относят:

· Указы Президента РФ;

· Постановления Правительства РФ;

· Акты федеральных органов исполнительной власти;

· Акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

· Акты органов местного самоуправления

Спорно к системе гражданского законодательства также относят:

· Правовые обычаи и традиции - сложившийся в результате многократного употребления при историческом развитии, правила поведения в обществе, санкционированные и наделенные законной силой государством.

· Нормы морали - не являются нормативно-правовыми актами, но при этом учитываются при регулировании общественных отношений. Например, при определении той же сделки недействительной, проводимой с целью преднамеренного ущемления прав и свобод одним участником правоотношений по отношению к другому.

Абсолютно точно к гражданскому законодательству, вопреки ошибочному заблуждению, не относятся судебные прецеденты, поскольку цель судебных прецедентов лишь разъяснить уже существующие нормы гражданского законодательства, но не создание новых. Что не позволяет отнести их к источникам.

Систематизация законодательства -целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению нормативно-правовых актов в единую систему.

Виды:

1. Учет - сборник государственными органами и частными лицами нормативно-правовых актов в едином месте, с целью сбора информации для своей деятельности. Как пример можно выделить разновидность учета - электронный, на примере электронных библиотек законов" "Гарант", "Консультант", "Кодекс" и т.д.:

2. Инкорпорация -объединение ряда нормативно-правовых актов, схожих между собой по тематике и/или регулируемым отношениям, в единый сборник. Отличительной особенностью является не изменение (как внешнее так и внутреннее) содержания включенных в сборник нормативно-правовых актов. За исключением ликвидации из сборника актов, уже утративших свою законную силу. ("Свод законов Хаммурапи"):

· Официальная инкорпорация - инкорпорация, осуществляемая по поручению и с полного одобрения государственных законодательных органов и обладающие юридической силой;

· Полуофициальная инкорпорация - инкорпорация, осуществляемая министерствами по поручению законодательных органов, но при этом ими не признаваемая, а потому юридической силой не обладающие;

· Неофициальная инкорпорация - инкорпорация, осуществляемая без ведома государственных органов (научными учреждениями) и юридической силы также не имеющие.

· Генеральная инкорпорация - инкорпорация, включающая в себя все нормативно-правовые акты гражданского законодательства РФ;

· Частная инкорпорация - инкорпорация, включающая в себя нормативно-правовые акты, регулирующие определенное общественное отношение РФ;

· Систематическая инкорпорация - объединение актов производится слияния нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

· Хронологическая инкорпорация - порядок расположения определяется порядок выхода нормативно-правовых актов.

3. Консолидация -укрепление сборника действующих нормативно-правовых актов, путем объединения в один акт, объединяющий все их положения, но ликвидирующий все лишние акты. Содержание актов по прежнему не меняется.

4. Кодификация - существенная переработка, изменение существующих отраслевых и подотраслевых актов, с целью создания нового правого акта, дополненного не только измененными, но и нововведенными, нормативно-правовыми актами (Кодекс, Устав, Регламент).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: