Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования

В структуре деятельности процессы В. являются действиями. Требования, предъявляемые к В. со стороны практической деятельности - перцептивные задачи. В. - значит решать ту или иную перцептивную задачу, создавая адекватное отражение ситуации, поэтому В. представляет собой систему перцептивных действий. Особенности перцептивных действий: - активный саморегулирующий характер: активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных компонентов, выступающих в форме движения рецептивных органов, тела или его частей в пространстве. Анализ движений руки (Ломов) и глаза (Зинченко) показал, что все движения этого типа делятся на два больших класса: - поисковые и установочные движения (поиск заданного объекта, установка глаза или руки в наиболее удобную для восприятия позицию, сюда же относятся движения головы на внезапно раздавшийся звук - такие движения не только наиболее благоприятные условия для восприятия объекта, но и участвуют в определении его пространственного положения). - гностические движения (оценка размеров, опознаются уже знакомые предметы, осуществляется сам процесс построения образа. Сличение образа с оригиналом. Можно вспомнить Бернштейна с его кольцом. Движения сами участвуют в формировании субъективного образа предмета). Викарные движения глаз - когда испытуемый прослеживает путь в лабиринте, что-то рассматривает или просто спит. Когда-то считалось, что роль движений состоит только в изменении зрительной стимуляции, однако "пришел Хэлд (1963) и всех прогнал". Эксперименты: - карусель Хэлда (два котенка, один активно бегает, другой "ездит" за первым. Изменения зрительной стимуляции одни и те же - черно белые полосы. Однако активный котенок нормально видит, а пассивный - почти слепой). - люди: надевались очки, отклоняющие изображение на 20 градусов. Просили попасть пальцем в точку в темной комнате - все промахивались. Потом включался свет, и одним давали нормально походить по комнате и посмотреть "что где", а других возили на кресле-каталке. Итог - активные попадали в точку при втором предъявлении, пассивные - нет. Вывод: Одних только изменений зрительной стимуляции не достаточно для возникновения норамльного восприятия, необходимо их сочетание с активными движениями. Генетически перцептивные действия являются производными от практических действий.

НАУЧЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ

влияние прошлого опыта на восприятие. Готовность организма к научению имеет первостепенное значениедля его выживания, и эта готовность в значительной степени зависит от его перцептивных навыков.Перцептивные навыки непосредственно включены в выработку более эффективных реакций нараздражители. Гештальтпсихологи полагают, что научение позволяет человеку замечать стимулы, накоторые он до того не обращал внимания, напр. как происходит восприятие обычных пространственныхотношений. Человека учат, что тарелка остается круглой, даже если под различными углами зрения онавыглядит эллиптической, и эти виды допущений существенны для снижения неопределенности привосприятии. Перцептивные способности не являются неизменными и меняются при обучении. С помощьюисследований, проведенных на только что родившихся животных и испытуемых людях, у которых быловыработано умение смотреть сквозь призму, разлагающую свет на составные части, ученые такжеобнаружили, что активное, направленное на исследование взаимодействие с окружающей средойзначительно улучшает перцептивное научение.

Теории перцептивного научения: обогащение и дифференциация.

Капустин, лекции. Наши образы непрерывно развиваются. Направления развития восприятия:

I. Обогащение. В процессе жизни наши образы начинают обогащаться, наполняться все новым содержанием.Гибсоны. Следы прошлых воздействий по ассоциативным законам прибавляются к сенсорной основе и таким образом происходит видоизменение перцептивных образов. Соответственно, с течением времени стимул и образ восприятия всё больше удаляются друг от друга (Титченер).

II. Дифференциация – развитие более точного и дифференцированного. С течением времени человек может научится различать формы, которые он раньше не различал. Гибсоны. Уточнение качеств ведёт к изменению образов. Появляются всё больше свойств. Критерий успешности научения – повышающееся соответствие между стимулом и образом. Установление всё более тесного контакта со средой. Согласно этой теории (Гибсон), перцептивный опыт даже в начале представляет собой отражение мира, а не просто совокупность ощущений. У знатока восприятие специфично, а у профана – нет.

Экспериментальные исследования Дж. и Э. Гибсонов. Был составлен набор из 17 спиралей, которые на первый взгляд трудно было отличить от эталона, и 12 других быстроотличимых фигур. Трудноотличимые спиральки различались по 3 параметрам: число витков (3,4,5), степень сжатия/растяжения, правая или левая ориентация витков. С каждым испытуемым проводилась серия экспериментов, в результате которых он должен был научиться опознавать реальное сходство с эталоном. Было 3 группы испытуемых: взрослые, дети 8-11 лет и дети 6-8 лет. Научением считалось сокращение количества идетифицирующих ответов. Взрослым в среднем требовалось 3 пробы, чтобы чётко отличать эталон. У младших детей были большие трудности: класс идентифицируемых мало сокращался. Только 2 ребёнка дошли до полного различения, а большинство вышли из эксперимента по причине усталости. Старшим детям требовалось в среднем 5 проб. Ответы давали информацию о том, как идёт процесс дифференциации: “другая завитушка” – неспецефичный ответ, “эта тоньше и круглее” – специфичный ответ.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация - процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире - там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практическойдеятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Другая особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвя­занных аспекта:

- тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;

- независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Указанные тенденции, характеризующие закономерности восприятия, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпси­хологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности, выделены:

1. Закон фигуры и фона - закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

2. Закон транспозиции - закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

3. Закон константности (от лат. constans — постоянный) - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

4. Закон близости - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

5. Закон замыкания - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Принцип заполнения пробелов проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фразапредставлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 1 (А) вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица. А когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Объединение (группировка) элементов - это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Так, по принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рис. 1 (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обла­дающие симметрией или периодичностью. На рисунке 1 (В) цифры предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Что касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.

Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности.

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании единства структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая – выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая – проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица (рис. 1, А) достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом смысле целостность есть индифферентность образа по отношению к замене составляющих его элементов, то есть может рассматриваться как структурная константность.

объективированность – человек переживает образ как вынесенный вовне. При неадекватном стимулировании того или иного органа чувств могут возникнуть образы, лишенные объективированности. В этих случаях говорят «в ухе звенит», «из глаз посыпались искры» и т.п.

Объективированность или вынесенность объекта восприятия вовне обозначает то, что наши чувственные впечатления отнесе­ны ко внешней по отношению к нам действительности. Образ предмета находится не в нас: он всегда отнесен к пространствен­ному миру, — он находится в системе объективных координат этого мира.

Предметность восприятия — один из самых важных его фено­менов. Краткое определение этого свойства перцептивного образа заключается в отнесенности «всех, получаемых с помощью орга­нов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, на­пример, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или струк­турам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: