Нативизм и эмпиризм

В XVII и XVIII веках в психологии боролись две теории — эмпириков и нативистов. Нативисты утверждали, что в душе человека есть определенный запас врожденных идей. Эмпирики, напротив того, учили, что не существует никаких врожденных идей, что душа человека в момент рождения представляет tabula rasa — белый лист, который может быть заполнен каким угодно содержанием. К эмпиристам относятся: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципов эмпирической философии получают у Джона Локка. Наряду с ощущением источником познания внешнего мира Локк признает "внутреннее чувство", или рефлексию, отражающую в нашем сознании его же собственную внутреннюю деятельность; она дает нам "внутреннее бессознательное восприятие, что мы существуем".
К нативистам относится Иоганн Мюллер — немецкий физиолог.
Одинаково неверно утверждение эмпириков, что в нашей душе нет ничего врожденного, и мнение нативистов старой школы, будто запас врожденных идей в душе человека представляется от века неизменным. Новейшие психологические исследования доказали существование закона наследственности в области духа: психическая деятельность каждого человека, как и каждого животного индивида, является продолжением психической деятельности ряда предшествовавших поколений. Мы наследуем от наших предков не только анатомическую структуру их тела и физиологическую организацию, но также и психологические особенности, т.к. психическая сторона нашего существа находится в тесной связи с его физиологическим строением. Психологические наблюдения установили тот факт, что у каждого человека и животного есть целый ряд представлений и инстинктов, унаследованных от предков. Тот инстинктивный страх, который испытывает цыпленок, впервые увидевший коршуна, не есть результат индивидуального опыта, а результат опыта предшествующих поколений, установившего неразрывную ассоциацию между представлением большой птицы и представлением угрожающей опасности. Как у животного, так и у человека существует множество таких представлений — инстинктов, а следовательно, в чем совершенно правы нативисты, — существуют врожденные идеи. Ошибка же нативистов заключалась только в том, что они этот запас врожденных идей представляли себе в виде постоянной и неизменной величины.

НАТИВИЗМ, учение о том, что восприятие пространства является врожденным. Это учение, развивавшееся Штумпфом, Герингом и Джемсом, находится в ближайшем родстве с реакционно-идеалистическими взгля-& дами Канта, Маха, Пирсона и др. о том, будто бы пространство не присуще объективной действительности, а представляет со-’ бой субъективную, априорную категорию, б помощью которой субъект «упорядоченное воспринимает «хаос внешнего мира». Развитая в противовес нативизму т. н. эмпири-1 стическая, или генетич. теория (Бен, Гельм-гольц, Вундт), доказывает, что восприятие пространства возникает на основе опыта при сочетании зрительных ощущений с ощуще-’ ниями движения и осязания. Однако и эта теория лишь при поверхностном подходе импонирует как материалистическая, т. к. на самом деле она идеалистически понимает опыт как «совокупность ощущений» (недаром ее родоначальником считается классик субъективного идеализма епископ Беркли).’ Последовательно – материалистическое преодоление Н. должно исходить из того, что, «если ощущения пространства и времени могут дать человеку биологически целесообразную ориентировку, то исключительно под тем условием, чтобы эти ощущения отражали объективную реальность: человек не мог бы биологически приспособиться к среде, если бы его ощущения не давали ему объективно правильного представления о ней» (Ленин). Эти отражения объективной реальности возникают на основе практичен ской деятельности. Слепорожденные в ближайшее время после операции делают грубые ошибки в оценке пространства с помощью зрения и, только пуская в ход ощупьн вание, они корригируют зрительное восприятие пространства и дают толчок дальнейшему развитию этого восприятия. Такого рода примитивная практика есть частный случай той многообразной в конечном счете производственной деятельности, на основе которой конкретно-исторический общественный человек развивает и обогащает свои представления об объективном мире и в частности о его пространственных свойствах. Характерное для человека строение органов чувств л нервной системы есть одна из обязательных предпосылок указанного процесса, однако и эта биологич. предпосылка является в конечном счете выражением ряда свойств объективной действительности, в условиях которой происходит развитие психофизиологии человека. Лит.: Геффдинг Г., Очерки психологии, основанной на опыте, М.—П., 1923; Ленин В., Сочинения, т. XIII—Материализм и эмпириокритицизм, М.—Л. 1958. И. Сапир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: