Зрительные искажения

Иллюзии зрения или псевдоскопии — так называются неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов внешнего мира, возникающие под влиянием зрительных впечатлений. По причинам, вызывающим их, иллюзии зрения могут делиться:
1) на иллюзии, проистекающие от оптических особенностей зрительного аппарата человека,
2) на иллюзии, причина которых кроется в психике человека, в предвзятых, невольных суждениях и сопоставлениях, основанных на привычке связывать всегда известное впечатление с понятием о причине его вызывающей.
Нередко обе причины содействуют в образовании оптической иллюзии. По следствиям своим, оптические иллюзии могут либо представлять нам несуществующие предметы, либо искажать вид и положение существующих.

Иллюзии зрения относятся к явлениям психофизическим и по своей субъективности и разнообразию весьма трудно поддаются научному изучению. Над исследованием их и разысканием их причин трудились Плато, Дельбеф, Гельмгольц и др., но и теперь еще эта область представляет почти совершенно темное поле в психофизике.

Иллюзия Понцо. В 1913 году Марио Понцо показал, что иногда наш мозг определяет размер объекта, основываясь на фоне позади него. Красные Линии на фото имеют одинаковую длину, параллельны и равноудалены друг от друга. Тем не менее, ближние к нам линии кажутся короче дальних.

Иллюзия Поггендорфа — классическая оптическая иллюзия, названная в честь немецкого физика И. К. Поггендорфа, который обнаружил её в рисунке, который ему прислал астрофизик И.Цёлльнер.

Суть иллюзии: человеческий глаз не может точно определить является ли черная линия продолжением синей или красной.

До настоящего времени нет ни одного приемлемого объяснения этой иллюзии. Возможно, эффект возникает из-за того, что система зрительного восприятия у человека крайне бедна при интерпретации диагональных линий, хотя причины этого до сих пор не ясны.

Подсказка..
На самом деле продолжением чёрной линии является красная линия, а не синяя, как представляется на первый взгляд.

1. Объективированность или вынесенность объекта восприятия вовне обозначает то, что наши чувственные впечатления отнесе­ны ко внешней по отношению к нам действительности. Образ предмета находится не в нас: он всегда отнесен к пространствен­ному миру, — он находится в системе объективных координат этого мира.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

(англ. perceptual constancy) — относительное постоянство (инвариантность) феноменальных свойствнаблюдаемых предметов (дистального стимула) при сравнительно широком диапазоне изменениясоответствующих характеристик проксимального стимула. Наиболее тщательно изучены 6 видов К. в.зрительных свойств: константности яркости, цвета, размера, скорости движения, формы предмета ипространственного положения (стабильность видимого мира). К. в. обнаружена и в др. модальностях (напр.,независимость восприятия тяжести груза, поднимаемого разными способами — 1 или 2 руками, ногой;инвариантность восприятия громкости звука при изменении удаленности наблюдателя от источника и т. д.).

К. в. — это фундаментальное свойство восприятия, которое имеет жизненно важное значение. Если бы не К.в., то живой организм в своем поведении ориентировался бы на весьма изменчивые характеристикиотображений предметов на рецепторную поверхность (проксимальные признаки), а не на собственныесвойства предметов (дистальные признаки). Напр., как заметил Л. С. Выготский, «животному, котороеопасается хищника, последний должен казаться (когда бы не было константности величины) на расстоянииста шагов уменьшившимся в сто раз». Благодаря К. в. яркости (светлоты) мы видим кусок мела или белыйлист бумаги белым и в солнечный и в пасмурный день и даже при лунном свете, тогда как кусок угля (иличерного бархата) видится в столь разнообразных условиях освещения неизменно черным. Нетрудно, однако,установить, что физическая яркость мела при лунном свете не больше, чем физическая яркость угля всолнечный день. Э. Кассирер, говоря о важности К. в. цвета, приводил след. пример: при нарушении К. в.цвета белый цветок под сенью зеленой листвы видился бы такого же цвета, как и зеленый лист дерева, амоток белых ниток воспринимался бы оранжевым при газовом освещении. Со стабильностью видимогомира мы «встречаемся» буквально на каждом шагу, поскольку во время движений наблюдателя (движенийглаз, головы, тела) сетчаточные изображения реально неподвижных объектов проносятся с огромнымискоростями по рецепторной поверхности, однако, по крайней мере, у трезвых и здоровых людейсохраняется восприятие неподвижных предметов и своего собственного движения относительно них.Аналогичная стабильность характерна и для восприятия положения источников звука.

На К. в. обратили внимание еще в период становления физиологической оптики, изучающей свойства глазакак оптического прибора. По-видимому, первым К. в. размера и формы описал Р. Декарт в работе«Диоптрика» (1637). Он же отметил, что К. в. зависит от способности оценивать расстояние ирасположение объекта в пространстве. О К. в. формы Декарт писал: «оценка формы явно исходит из нашегознания или мнения о расположении частей предметов и не согласуется с изображением в глазу, т. к. в этихизображениях обычно овалы и ромбы, когда на самом деле мы видим круги и квадраты».

На основании приведенных выше примеров легко заметить, что в той мере, в какой обеспечивается К. в.,восприятие можно считать верным, адекватным отражением объектов и их свойств. Поэтому вполнеоправданным является (по крайне мере, для зрения) синоним К. в. — ортоскопичность (т. е. правильноезрение). Такой же смысл несет и предложенное Р. Таулесом (1931) определение К. в. как «феноменальнойрегрессии к реальному объекту».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: