Ядерно-контексная теория константности. Эксперименты Холуэя и Боринга

Ядер-контекстная теория константности (интерпретация экспериментов Холвея и Боринга Э. Брусвиком):

· Ядерный признак – величина проксимального стимула (сетчаточного изображения)

· Контекстные признаки – проксимальные стимулы, несущие информацию об удалённости.

· При уменьшении числа контекстных признаков константность уменьшается.

Видимая величина – это определённый баланс между доминированием в восприятии ядерного и контекстных стимулов.

Эксперимент А. Холуэя и Э. Боринга. Зависимость между величиной переменного стимула и удаленностью эталонного стимула. Константность восприятия размера объекта зависит от точности оценки наблюдателем удаленности до этого объекта. Испытуемый сидел на пересечении двух коридоров. Результаты эксперимент показали, что константность восприятия величины объекта наблюдается в том случае, когда присутствует надежная информация о его удалённости. При исключении этой информации восприятие становится аконстантным и основывается на угловых размерах объекта.

Теория перцептивных уравнений Эймса
Критика ядер-контекстной теории заключалась в том, что: 1) она действует, когда К=1; 2) константность может изменяться и без редукции признаков. иногда это сильно зависит от инструкции испытуемому (например, просят его ориентироваться на реальный признак).
Явление константности свидетельствует о том, что проксимальный стимул не является единственной детерминантой для зрительного образа. Следовательно, существуют явления, которые не укладываются в схему: дистальный стимул → проксимальный стимул → зрительный образ. Между дистальным и проксимальным стимулами встает наша субъективная оценка. Константность формируется не на уровне сетчатки (здесь Р равен константе). Разговор идет о взаимоотношении субъективных величин (т.е. измеряются видимые параметры, а не параметры сетчатки). Формирование образа идет как изначальная гипотеза, к-ая затем проверяется перцептивным уравнением. Комната Эймса. Комната имеет трапецевидную форму. Если 2 одинаковых по росту чел-ка встанут вдоль задней дальней стенки, то угловая величина того, кото нах-ся дальше. Будет в 2 раза меньше др. Но при спец. Подобранных признаках удаленности создается иллюзия того, что комната имеет обычную прямоугольную форму, т.е. видимая удаленность этих людей воспринимается одинаковой. Феномен состоит в том, что чел-к находящийся в дальнем углу, кажется вдвое меньшим.
Существуют инвариантные отношения между величиной и удаленностью, которые однозначно определяются проксимальной величиной стимула.
Введем следующие обозначения:
ФВ – физическая величина объекта (дистальный стимул),
ФУ– физическая удаленность объекта,
ВВ – видимая величина
ВУ – видимая удаленность
Итак, инвариантность отношений видимой величины и видимой удаленности выражается следующей формулой:
α = К* ВВ/ВУ
где К – это коэффициент пропорциональности.
Следствия данной формулы (одна из 3 переменных фиксируется на одном уровне, другая варьируется кол-но, третья изучается).
1. Видимая величина предмета пропорциональна видимой удаленности, если проксимальная величина стимула постоянна: ВВ = К*ВУ, если α = const
Закон Эммерта: величина послеобраза пропорциональна его абсолютной удаленности.
2. При постоянной видимой удаленности видимая величина должна изменяться прямо пропорционально зрительному углу: ВВ = К*α, если ВУ = const. Различение объектов на одном и том же расстоянии (при редукции признаков удаленности создается впечатление, что все объекты нах-ся на одной плоскости на примерном расстоянии в 1,5: 2,5 м).
3. Если видимая величина воспринимаемого объекта известна, то видимая удаленность будет обратно пропорциональна углу зрения: ВУ′= К*αˉ¹, если ВВ = const. Эксперимент Эймса с игральными картами. Испытуемым предъявлялось 3 ярко освещенные игральные карты в условиях полной редукции признаков удаленности. Каждая карта помещалась на одинаковом физическом расстоянии от наблюдателя, но размеры карт были разные: одна нормальной величины, другая – вдвое больше, а третья – вдвое меньше обычной. Испытуемый оценивал удаленность этих карт. Оказалось, что испытуемый считал, что большая карта нах-ся в два раза ближе, а меньшая – в два раза дальше нормальной карты.
В настоящее время известно написано 15 перцептивных уравнений.
Предметность - наши образы восприятия содержат опр. познавательную информацию, предметы познаются как обладающие опр. физическими свойствами. Аспекты (Логвиненко): а) все образы – это образы реально существующих предметов (реальность); 2) все, что мы воспринимаем, мы понимаем (осмысленность); 3) чел-к переживает образ как вынесенный вовне (объективированность); 4) единство данных, получаемых от органов чувств (полимодальность).

1. Теория перцептивных уравнений. Экспериментальные исследования.

[] При В. расстояния мы каждый раз решаем уравнение на подобие треугольников: см. картинку. Эксперименты: - комната Эймса - иллюзия Луны - игральные карты 11. Исследования восприятия движения, пространства и константности в рамках экологический теории Гибсона. Пространства: - эксперименты с виртуальным тоннелем: черные и белые кольца, от 36 до 7, при максимальном количестве максимальный эффект. Текстура пластика минимальна. Телесный угол примерно 30 град. Если были только белые или только черные кольца, то ничего не получалось, однако при чередовании - возникала иллюзия тоннеля. Решающий фактор: поверхностная близость контуров. Поверхностность зависит от средней плотности контуров в оптическом строе. Если будет смотреть одним глазом, то получится "мишень". Константности: - эксперименты с вехами: фоновой поверхностью служила поверхность земли. Большое только что вспаханное поле: надо было оценивать размер вешек, расставленных на разном расстоянии. Оценки размера становились менее точными, однако порядково не уменьшались. Предполагается, что человек неосознанно извлекает определенное инвариантное отношение, ибо вне зависимости от расстояния, рассматриваемый объект пересекает одно и то же количество текстурных единиц. Еще одна инварианта: отношение, в котором эту самую вешку делит горизонт. То же, но в небе не работало, ибо с определением текстуры там проблемы: пытались добиться бессознательных умозаключений по Гельмгольцу (если обучаемые знали размах крыльев определяемых самолетов), однако это получалось с трудом. Движение: движение - это событие. Событие - это изменение плотности светового

Апперцепцие й называется одно из основных психических свойств человека, которое выражается в условном восприятии окружающих явлений и предметов в зависимости от опыта, взглядов, интересов личности к тем или иным явлениям.

Понятие апперцепции произошло с латыни, в дословном переводе ad – к, percepcio – восприятие. Термин ввел Г.В.Лейбниц, немецкий ученный. Он доказал, что данный процесс является обязательным условием самосознания и высшего познания. И включил в него внимание и память. Лейпцигом впервые были разделены понятия перцепции и апперцепции. Под первой подразумевается примитивная, бессознательная, смутная презентация некого содержания, а под второй - ступень осознанного, ясного, отчетливого восприятия. Примером апперцепции могут стать два человека, один ботаник, другой художник. Первый, выйдя на прогулку, будет рассматривать растения с научной точки зрения, а второй - с эстетической. Их восприятие базируется на особенностях их специальности, пристрастий и опыта.

Американским ученным Брунером был введен термин социальной апперцепции. Под ним понимают не только восприятие материальных предметов, но и социальных групп, то есть отдельных личностей, народов, рас и т.д. Им было обращено внимание на то, что субъекты восприятия способны влиять на нашу оценку. Воспринимая людей, мы можем быть субъективны и пристрастны в отличии от восприятия предметов и явлений.

В философии Канта было введено новое понятие трансцендентальное единство апперцепции. Кант разделил эмпирическую и чистую (первоначальную) форму. Эмпирическое восприятие носит временный характер и базируется на восприятии человеком самого себя. Но осознание себя не может быть отделено от осознания окружающего мира, именно это суждение и выразил ученный под понятием единства апперцепции.

Альфред Адлер создал схему, представив в ней свойство восприятия апперцепцию, как звено жизненного стиля, выработанного личностью. Он писал в своей книге, что мы чувствуем не реальными фактами, а субъективными образами, то есть если нам кажется, что веревка в темном углу комнаты – это змея, то мы и будем ее бояться как змею. Схема Адлера заняла важное место в когнитивной психологии.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов (или одних свойств, признаков, качеств предметов) по сравнению с другими.

Ее физиологическая основа — доминирование одного очага возбуждения в коре мозга при одновременном торможении (в силу отрицательной индукции) остальных участков коры.

Это явление хорошо иллюстрируется следующим примером: человек, впервые работающий с микроскопом, обычно закрывает один глаз, однако скоро убеждается, что в этом нет необходимости, так как при внимательном смотрении в микроскоп зрительные раздражения, идущие из другого глаза, заторможены, и поэтому, даже не закрывая другого глаза, можно увидеть только то, что находится в поле зрения в микроскопе.

Избирательность восприятия определяется как объективным и, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся особенности самих раздражителей (их сила, подвижность, контрастность), равно как и особенности тех внешних условий, в которых воспринимается предмет (его освещенность, удаление от нас и т. п.). Субъективные причины — это прежде всего отношение человека к воздействующим на него предметам, зависящее от их значения для него, от его потребностей и интересов, а также прошлый опыт человека и его психическое состояние в данный момент.

Исключительно важную роль в избирательности восприятий играет то, что они всегда включены в выполнение какой-либо деятельности (производственной, научной, учебной и т. п.) и всегда поэтому подчинены задачам этой деятельности. Один и тот же предмет может восприниматься по-разному, в зависимости от того, какую задачу человек ставит перед собой. При отсутствии же определенной задачи восприятие бывает очень неполным. Вот почему неясными оказываются образы таких предметов, с которыми приходится хотя бы и часто встречаться, но отчетливое восприятие которых не требуется задачами деятельности.

Нередко, например, человек не может ответить на вопрос о том, какие цифры — римские или арабские — на циферблате его часов, затрудняется припомнить окраску оперения хорошо знакомых ему птиц. И, наоборот, все это ясно воспринимается, если бывает нужно для выполняемой деятельности.

Зависимость восприятия от задач деятельности можно обнаружить и в лабораторных опытах. В одном из них группе студентов предлагалось вычертить определенную геометрическую фигуру, причем циркуль давался в собранном виде. Другой группе давался тот же циркуль, но в разобранном виде, и студенты должны были собрать его из готовых частей. После выполнения этих заданий циркуль убирался, и обеим группам, неожиданно для них, предлагалось возможно точнее изобразить циркуль, которым они только что пользовались. Оказалось, что все студенты первой группы, пользовавшиеся циркулем в собранном виде, изображали его неточно, без указания ряда важных деталей. Студенты же второй группы, собиравшие циркуль из отдельных деталей, изображали его правильно. Резкая разница в точности изображения одного и того же предмета определялась различием в задачах деятельности. В одном случае деятельность направлялась на вычерчивание фигуры, в другом — на сборку деталей циркуля.

Большое влияние на избирательность восприятия оказывает эмоциональное отношение к тому, что воспринимается. При безразличном отношении к предмету он или вовсе не замечается, или восприятие его носит поверхностный характер; при наличии же интереса или эмоционального отношения к предмету он легко становится объектом восприятия.

Избирательность восприятия может быть как временной, так и устойчивой. Временная избирательность определяется возникающими в данный момент потребностями, задачами и целями в настоящее время выполняемой деятельности, эмоциональным состоянием в данный момент. Устойчивая избирательность (в частности, профессиональная) складывается в результате многих лет деятельности человека в той или иной области. В последнем случае и возникают различия в восприятии одних и тех же предметов людьми разной профессии или разного возраста. Человек, не обладающий техническими знаниями, при осмотре машины заметит гораздо меньше деталей, чем инженер-конструктор. Взрослый иначе воспринимает картину, чем ребенок; он не только лучше понимает ее содержание и смысл, но и воспринимает в ней благодаря своим знаниям, опыту такие подробности, которые детьми не замечаются.

Существенную роль в восприятии играет, следовательно, прошлый опыт человека. Он оказывает сильнейшее влияние не только на то, что именно, но и на то, как воспринимает данный человек. Важное значение при этом имеет не только то, что уже прочно сложилось в течение более или менее длительного времени в предшествующем опыте, но и то, что носит временный характер и вызвано лишь непосредственно предшествующими восприятию фактами.

Значительное воздействие на восприятие оказывает так называемая установка, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь показываемый предмет определенным образом, зависящим от непосредственно предшествующих восприятий. Это явление широко изучено советским психологом Узнадзе и его сотрудниками и характеризует собой одну из существеннейших особенностей восприятия — зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь вызванного предшествующими воздействиями на него.

Примером образования установки могут служить следующие опыты, методика которых (равно как и многих сходных с ними) разработана Узнадзе. Испытуемому предлагают 15—20 раз подряд воспринимать два неравных объекта (например, два разных по объему шара, которые кладутся ему в руки, или два разных.кружка из бумаги, которые он воспринимает зрительно). После этого испытуемому предъявляются два равных объекта (два одинаковых шара, два одинаковых бумажных кружка), и он должен (так же, как и при показе неравных объектов) сказать, одинаковы ли они или нет, и если неодинаковы, то какой из них больше (или меньше). Оказывается, что в этих случаях объекты оцениваются обычно как неравные, причем наблюдаются двоякого рода ответы: одни испытуемые оценивают предметы в соответствии с предшествующим восприятием неравных объектов (т. е. меньшим считают тот объект, который находится по ту же сторону, какую занимал до этого действительно меньший предмет), другие же обнаруживают противоположную (контрастную) установку, оценивая как меньший тот предмет, который сейчас находится на месте большего предмета.

Опыты показали, что если указанная установка выработана в какой-либо одной области (например, зрительной), то она обнаруживается вслед за этим и в других областях (например, при осязании предметов). Влияние ее носит, следовательно, широкий характер, распространяясь на работу ряда анализаторов.

Физиологически такого рода установку можно рассматривать как один из случаев образования и функционирования динамического стереотипа, складывающегося под воздействием определенной системы раздражителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: