Монокулярные признаки удаленности и глубины

Согласно классическому подходу к восприятию пространства (Вудвортс) – мы определяем, какой объект ближе или дальше благодаря врожденному феномену восприятия глубины (удаленности). 2-хглазое и одноглазое восприятие глубины – разные. Пусть у нас неподвижна точка наблюдения и неподвижен мир, и наблюдатель созерцает мир только одним глазом - монокулярное наблюдение. Есть след. признаки удаленности:

1. Простейший окуломоторный ("окуло" - "глаз", окуломоторный - глазодвигательный) признак - это наведение резкости, фокусировка или аккомодация, изменение мышцы хрусталика ("наведение на резкость"); аккомодация действует на расстоянии свыше 6 метров.

Статические признаки: 2. Основные признаки монокулярного наблюдения (многие из которых будут сохраняться и при бинокулярном наблюдении) - это изобразительные или зрительные признаки. Их начал описывать Леонардо да Винчи; и первой он выделил перспективу, в первую очередь, линейную перспективу: Он предлагал художнику взять стекло, поставить его в рамку и выписывать отдельные признаки окружающего мира. Линейная перспектива на бытовом языке означает: "что дальше - то меньше, что ближе - то больше", и действует она начиная с расстояния от 1 до 1,5 м. На более близких расстояниях, по Раушенбаху, действует обратная перспектива; поэтому иконы пишутся иначе – с обратной перспективой (плоскостной), чем живопись Возрождения - с линейной перспективой.

Существует также в оздушная перспектива - это изменение цветности; хорошо наблюдается в горах, когда мы видим удаленные объекты по-разному окрашенными и цвет стремится в сторону голубого.

3. Размер как признак глубины – работает только для знакомых объектов – чем ближе объект, тем он кажется больше и наоборот.

4. Градиент текстуры – текстура становится более плотной по мере удаления объекта.

5. Распределение света и тени: что бы мы ни воспринимали, мы интуитивно располагаем источник света вверху (на рисунке затененные кружки воспринимаются как выпуклости). Более близкие объекты отбрасывают тень на более дальние. С этим признаком связано множество иллюзий.

6. Наиболее сильный признак удаленности перекрытие/наложение: ех.,иллюзии Эймса:

- простейший опыт на эту тему предполагает монокулярное наблюдение. Берут две игральные карты: король ближе, а дама дальше таким образом, что король частично ее перекрывает. После вырезают ранее прикрытый уголок у дамы, и меняют карты местами так, чтобы король заполнил вырезанный уголок дамы. Теперь, если смотреть одним глазом, признак перекрытия побеждает линейную перспективу: ближним кажется король!

-Иллюзия комнаты Эймса. Здесь действуют два фактора: линейная перспектива, а также свойства целостного восприятия - целостность, константность и предметность восприятия (исходя из привычных норм мы воспринимаем искусственный ландшафт, как состоящий из прямых углов (Мюллер-Лайер)). Испытуемый смотрит одним глазом в щелочку и видит комнату небольших размеров, которая обставлена мебелью, и в одном углу комнаты он видит огромного великана, а в другом - карлика, или, в другом варианте, ему дается возможность просунуть в комнату руку, но так, чтобы он ее не видел, в руке - указка; ему предлагается достать указкой до углов: до одного указка не достает, а другой так близко, кто указка ломается. На самом деле комната прямоугольной не является.Иллюзия Эймса разрушается, если в комнате находится знакомый человек (по росту).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: