Язык и мышление. Психолингвистика и нейролингвистика

Мышление - процесс отображения действительности в формах понятий, суждений и заключений. Мышление составляет часть сознания. Сознание - система идей, воззрений, верований.

Язык - средство выражения сознания. Функция сознания по отношению к языку - формирование речевых и языковых стилей.

Функции языка по отношению к мышлению:

1) участие в формировании мысли,

2) функция выражения информации о работе мысли,

3) познавательная функция языка,

4) моделирующая функция.

Функции мышления по отношению к языку:

1) функционирование языковых единиц как знаков,

2) мышление - главное орудие развития системы лексических и грамматических значений.

Одни ученые считают, что мышление совершается исключительно на базе языка. Их называют вербалистами. Сторонники вербального мышления говорят о том, что 1) мысль непосредственно материальна, 2) мысль появляется вместе со словом и может существовать только на базе языка, 3) материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс. Однако другие ученые говорят о существовании невербального мышления, выдвигают концепцию существования мышления без языка и доказывают, что внеязыковые формы мышления также отражают действительность.

Мышление осуществляет контроль над построением речи. Речь соотносится с работой сознания отдельного человека. Все зависит от типа и характера мышления. В связи с этим встает другой вопрос: как язык связан с разными типами мышления? Ответ на этот вопрос требует рассмотрения основных форм мышления.

Мышление разделяется на чувственное и абстрактное. Связь человека с действительностью осуществляется с помощью чувств, которыми владеет человек: зрения, осязания, слуха, вкуса. Чувства человека - это каналы получения им разнообразной информации о действительности. Выделяются следующие формы чувственного мышления человека: ощущение, восприятие, представление. Под ощущением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздействия на чувства человека. Восприятие представляет собой непосредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков. Представление позволяет воссоздать в мышлении человека чувственно-наглядный образ предмета или явления как целое. Ощущения, восприятие, представления дают основу абстрактным формам мысли - понятию и суждению. С помощью понятия осуществляется анализ и синтез отражаемых предметов и явлений действительности. При помощи суждения становится возможным проникновение в сущность этих предметов и явлений. Формирование понятия и суждения обязаны языку.

Сущность языка проявляется в его функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство. Язык участвует в процессе мыслительной деятельности. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Психолингвистика исследует следующие проблемы: психолингвистические единицы восприятия речи, этапы порождения и понимания речевого высказывания, обучение языку (особенно иностранному), речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых нарушений, диагностика нервных заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы речевого воздействия (пропаганда, деятельность средств массовой информации, реклама), лингвистические аспекты авиационной и космической психологии, а также судебной психологии и криминалистики, вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы машинного перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматическая обработка текста, информатика, теория и практика искусственного интеллекта.

В психолингвистике сочетаются естественнонаучный и социальный подходы. Она находится в тесных контактах с нейролингвистикой, когнитивной психологией, когнитологией, информатикой, теорией и практикой искусственного интеллекта, социальной психологией, социолингвистикой, прагмалингвистикой, анализом дискурса. Появляются новые дисциплины стыкового характера (этнопсихолингвистика, социопсихолингвистика, психолингвистика текста и т.п.). В психолингвистике разрабатываются проблемы, затрагивавшиеся в прошлом В. фон Гумбольдтом, А. Шлайхером, Х. Штайнталем, А.А. Потебнёй, В. Вундтом, А. Марти, К. Бюлером, Дж. Дьюи, С. Фрейдом, Р. Юнгом, Ж. Пиаже, Ф. Кайнцем, Г. Гийомом, И.П. Павловым, Л.С. Выготским, Р.О. Якобсоном, А.Н. Гвоздевым.

Нейролингвистика как научная дисциплина возникла в русле натуралистического (биологического) языкознания на стыке нейрологии (как раздела нейрофизиологии), психологии и лингвистики и изучает систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Она располагагает эпизодическими наблюдениями расстройств языкового поведения при очаговых нарушениях мозга с эпохи средневековья. Их систематическое изучение началось во второй половине 19 в. Внимание к фактам языковой патологии проявлялось со стороны А. Шлайхера, Г. Вернике, И.А. Бодуэна де Куртенэ, В.А. Богородицкого, Л.В. Щербы, Р.О. Якобсона, Л.Р. Зиндера и др.

В нейролингвистике изучаются психофизиологический механизм языкового отражения действительности (в том числе распознавания речи), механизмы интеграции знаковых комплексов, поступивших от разных анализаторов мозга, и процессы языковых обобщений. В ней изучаются механизм языкового поведения (в том числе порождения речи) и работа систем, сопряжённых с реализацией устной и письменной речи. Учитывается функциональная асимметрия полушарий мозга, обусловливающей преимущественную локализацию языковых обобщений и мышления в языковых понятиях в левом (доминантном) полушарии, а конкретно-образного мышления -- в правом (субдоминантном) полушарии. Проводятся наблюдения над языковым поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями мозга. Но предписывается осторожное отношение к чисто лингвистическому диагнозу (без полного комплексного системного анализа) в клинической практике.

Исследования осуществляются на материале языков английского, немецкого, французского, русского, чешского, в последние десятилетия японского и др., что доказывает общность нейролингвистических проблем. Исследования речевых нарушений у билингвов (и полиглотов), свидетельствующие по потере языковой компетенции (и соответственно её восстановления), сперва касаются проблем в области неродного языка.

Нейролингвистика обладает своими методами. Часто предполагается вхождение нейролингвистики в качестве раздела в нейропсихологию, входящую, в свою очередь, вместе с нейрофизиологией в нейрологию. Учитываются связи нейролингвистики с психологией, психолингвистикой, психоакустикой, когнитологией, когнитивной лингвистикой, кибернетикой, семиотикой и т.д. Результаты нейролингвистических исследований влияют на более адекватное понимание биологических аспектов природы языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: