Тип потребления доиндустриального общества

1) Относительное однообразие ассортимента потребляемых благ.

Еще не возникло того изобилия разнообразных товаров и услуг, которое предлагают современные супермаркеты, туристические и транспортные компании, учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п.

2) Преобладание природных продуктов и материалов, не прошедших глубокой промышленной переработки. Люди потребляют простой хлеб, мясо, молоко в виде несложных блюд; древесину, холсты, кожу в виде кустарно приготовленных ремесленных изделий.

3) Преобладание уникальных и нестандартизированных товаров и услуг. В каждой местности складываются свои специфические традиции приготовления пищи, шитья одежды, изготовления транспортных средств, особое фольклорное искусство, традиции общения и приемы оказания услуг.

4) В потребительском поведении приобретают большое значение духовные блага, обычаи и традиции. Потребитель воспринимает с недоверием появление новых товаров и услуг, особенно если они плохо вписываются в местные культурные традиции.

5) Большой удельный вес домашних услуг. Всевозможных магазинов, прачечных, парикмахерских и других предприятий бытового обслуживания очень мало, основная масса услуг оказывается в пределах домашнего хозяйства.

6) Небольшое потребление энергии, широкое использование энергии человека и животных. В эпоху доиндустриального общества, как известно, не применялось электричество и двигатель внутреннего сгорания, а простейшие модели паровых двигателей создаются только в XVIII веке.

7) Большая доля потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. Это вызвано невысоким уровнем жизни основной массы населения и узким ассортиментом предметов потребления.

8) Преобладание натурального потребления над потреблением товаров. Потребительные стоимости (вещи и услуги) производятся в основном «для себя» - в крестьянском хозяйстве или в усадьбе помещика.

В настоящее время тип потребления доиндустриального общества частично сохранился даже в развитых странах. Его элементы можно найти в основном в сельской местности и у бедных слоев населения. Потребности в профессиональных услугах системы сервиса и платежеспособный спрос на них здесь сравнительно невелики.

Тип потребления индустриального общества

1) Увеличение количества и расширение ассортимента потребляемых благ. Потребность в услугах намного выше, чем в доиндустриальном обществе.

2) Стандартизация, спецификация и рационализация потребления.

Расширение товарного производства и сферы услуг закономерно привело к созданию специализированных профессиональных сервисных служб и организаций. Для их работы необходимы правила и стандарты обслуживания. Граждане индустриального общества стремятся потреблять как можно больше. Требования к сервису теперь основаны не на обычаях и традициях, а в первую очередь на трезвом, рациональном расчете.

3) Приоритет личного потребления материальных благ над духовными и общественными, «разгул» материального потребления. В романах Бальзака, Диккенса, Голсуорси, многих русских писателей выражается ностальгия по «старым, добрым временам», когда традиции и обычаи имели для человека решающее значение. В эпоху расцвета капитализма стремление к личному обогащению становится наиболее мощным стимулом предпринимательства. Объединяющие нации духовные устои и традиции оттесняются на второй план. Это выражается, в частности, в новых требованиях к услугам.

4) Большой рост потребления энергии в результате промышленной революции. Сначала потребление энергии на душу населения растет, затем стабилизируется на высоком уровне. Входят в моду, например, всевозможные бытовые электроприборы.

5) Происходит сокращение доли потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. Растет доля потребления непродовольственных товаров и услуг, которые становятся все более многообразными и доступными для большинства населения.

6) Сохраняется существенный разрыв между уровнем денежного дохода и уровнем потребления. Это происходит из-за сохранения довольно высокой распространенности натурального, нетоварного потребления.

7) Существует глубокое неравенство потребителей из-за имущественного расслоения и загрязнения окружающей среды. Обостряются противоречия в сфере потребления. Возникает сильный контраст между бедностью и нищетой с одной стороны и роскошью и богатством с другой. Этот контраст проявляется как внутри стран, так и между отдельными странами. Отсюда возникает заметное различие по цене и по содержанию между сервисом для бедных и сервисом для богатых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: