Вопрос 31. Инновация- понятие, функции, роль в современном мире

Термин "инновация", в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер. Инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.

В современном обществе потребления инновация – это создание новых источников удовлетворения покупателей, где новизну и ценность инновации определяет покупатель, а не сам новатор.

Однако не следует путать инновацию с изобретением. Изобретение становится инновацией только после того, как оно вышло на рынок. Кроме того, одно и то же изобретение может лечь в основу различных инноваций. Например, холодильник как изобретение стал очень успешной инновацией в качестве приспособления, сохраняющего продукты свежими. Но он же мог быть использован в качестве устройства, позволяющего избегать глубокой заморозки продуктов в районах Крайнего Севера. И в случае продажи его (например, эскимосам) в таком качестве – это была бы вторая инновация на базе того же изобретения.

Инновация совсем не обязательно должна быть чем-то техническим, да и вообще чем-то материальным. Она может быть не только экономической, но и социальной, культурной. В частности, по мнению П. Друкера, успешный опыт заимствования Японией западных политических и экономических институтов при сохранении собственной культурной идентичности – это пример социальной инновации. Джаз, рок-музыка в определенный момент времени являлись культурной инновацией.

В настоящее время ценность нематериальных инноваций для общества зачастую гораздо выше, чем материально-технических. В качестве примера можно привести такую инновацию как продажа товаров в рассрочку, которая, не являясь технической инновацией, преобразила всю сферу торговли. Немногие из технических инноваций могут сравниться с ней по оказанному влиянию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: