Особый вид властных отношений - управленческая деятельность. Она обеспечивает связь между субъектом и объектом власти. Государственные служащие - люди, профессионально занятые управлением, которое составляет основное содержание их деятельности.
Государственная служба в правовой сфере считается государственным административным управлением. Это отражает фактически сложившуюся (как в развитых государственных службах зарубежных стран) или складывающуюся (как в России) «административную модель» этой службы. В России это еще означает и преодоление ее «трудовой модели», которая унаследована от советской («партийно-государственной») службы.
В литературе встречаются три подхода к определению места и роли государственной службы в системе управления: 1) как часть механизма государственного управления; 2) как институт государственного управления; 3) как обеспечение и исполнение управленческих полномочий государственных органов.
Нередко смешивают государственное управление и государственную службу, ставят между ними знак равенства. На самом деле это разные, хотя и близкие понятия. Государственное управление означает сознательное упорядочение взаимодействия и взаимосвязей людей в процессе жизнедеятельности общества. Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения функций государства, систему социальных институтов, т. е. иной уровень социального управления.
|
|
У правленческое содержание государственной службы имеет важнейшее значение и для решения других существенных проблем этой службы: приема на службу, организации конкурсов, испытаний, проведения аттестаций и выбора критериев оценки деятельности государственных служащих. Все эти составляющие прохождения государственной службы и управления ею следует рассматривать под углом зрения управленческого, а не обслуживающего (сервисного), содержания труда государственных служащих. При этом само выделение их из общего числа служащих происходит по критерию причастности к осуществлению государственного управления.
Что касается содержания государственного управления, то оно представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как систему по реализации государственной власти, упорядочиванию и совершенствованию социально-деятельной структуры общества в процессе выработки и достижения целей, задач и функций государства. Государственное управление способствует сохранению целостности, качественной специфики общества, его воспроизводству и развитию. Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которой лежит профессиональная деятельность по исполнению функций государства, т. е. государственная служба. Она выполняет также основные задачи государственного управления: разработку проектов экономического, социального, политического развития страны; подбор кадров, способных реализовать эту стратегию; проектирование организационных структур власти; подготовку проектов решений по важным оперативным вопросам жизни страны; прогнозирование; координацию; сбор информации; стимулирование и т.д. По своей сущности эти действия носят антиэнтропийный характер, противостоят процессам дезорганизации и направлены на стабилизацию общества в целом и его отдельных сфер.
|
|
Одним из популярных и перспективных подходов к государственному управлению является теория самоорганизации или синергетика.
Термин «синергетика» от греческого слова synergeia – «совместное действие, сотрудничество» - был предложен в начале 70-х годов немецким физиком Германом Хакеном и имеет два смысла: с одной стороны, кооперативное действие элементов сложной системы, с другой – сотрудничество ученых разных областей знания.
Синергетика возникла на стыке различных научных школ. Это брюссельская школа И.Пригожина, рассматривающая самоорганизацию в физических и химических процессах; школа Г. Хакена, изучающая лазеры; советская школа В.И. Арнольда и Р. Тома, разрабатывающая математический аппарат для описания катастрофических процессов; школа А.А. Самарского и С.П. Курдюмова, строящая теорию самоорганизации на основе вычислительного эксперимента; биофизическая школа М.В. Волькенштейка и Д.С Чернавского и др.
Это привело к замечательному эффекту - синергетика начала оказывать всё большее влияние на разные сферы деятельности и вызывать все больший интерес. В отличие от традиционных областей знания. синергетику интересуют общие закономерности эволюции систем любой природы. Абстрагируясь от специфической природы систем, синергетика обретает способность описывать их эволюцию на обобщённом языке. Это позволяет синергетике делать доступным одну предметную область представителям другой предметной области, в частности управленцем всех уровней. Сейчас этим подходом интересуются многие - от студентов до политиков, от менеджеров до активно работающих исследователей.
Таким образом, государственное управление, опирающееся на государственную власть, является основным содержанием государственной службы. Это отражается в ее целях и задачах, организации, составе и профессионально-управленческом развитии кадрового состава, социальном и правовом статусе государственных служащих. Положение об управлении как основном содержании государственной службы подтверждается развитием общественного разделения труда, в том числе разделением государственного управления на непосредственное и опосредованное, стратегическое и тактическое, политическое и административное и т. д. Государственная служба является технологией государственного управления, здесь происходят самые быстрые изменения, которые способствуют работе лиц, занимающих государственные (политические) должности.
Применение лучшего отечественного и зарубежного опыта, искоренение имеющихся организационных недостатков, постановка новых целей перед государственной службой России будет способствовать повышению ее роли в совершенствовании государственного управления, обеспечении его рациональности и эффективности.