В) Механизм правового регулирования государственной службы

Механизм правового регулирования государственной служ­бы включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается воздействие государства на становление и разви­тие государственно-служебных отношений. К основным элемен­там механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанно­стей государственных служащих.

Развитие нормативной правовой базы государственной службы позволяет укрепить правовой статус государственных служащих, упорядочить прохождение ими службы, облегчить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду. В настоящее время это непременное условие становления эффективной государственной службы России.

Основным звеном механизма правового регулирования вы­ступает норма права, т. е. правило поведения общего характера, установленное государством. Оно имеет обязательную силу, наде­ляет субъекты управления юридическими правами и обязанностя­ми, регулирует общественные отношения и предусматривает в случае отклонения от норм ответственность. В российском законо­дательстве о государственной службе пока очень мало норм права, отвечающих таким требованиям. В нем преобладают нормативные предписания, правовые принципы, нормативные идеи, которые должны конкретизироваться в правовых нормах.

Правовые отношенияв государственной службе представля­ют собой урегулированные нормами права общественные отноше­ния, участники которых выступают носителями субъективных прав и обязанностей, юридической ответственности. Правоотно­шение требует, естественно, моделирования в норме права. Таких правоотношений российским законодательством в ходе реформи­рования государственной службы становится все больше.

Предмет правового регулирования государственной служ­бы - это определенный круг государственно-служебных отноше­ний, которые закрепляются соответствующей группой юридиче­ских норм, обладают каким-либо единым качеством. Это служит основанием для обобщения норм права, регулирующих данный круг отношений, в такую нормативную общность, как отрасль права. Отношения в государственной службе являются, главным образом, предметом конституционного, административного и трудового права.

Метод правового регулирования государственной службы представляет собой совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия органов государственной власти на содержа­ние деятельности и поведение государственных служащих, органи­зацию и функционирование государственной службы как правового института. В процессе правового регулирования применяются им­перативный и диспозитивный методы. Первый характеризуется властным воздействием на государственных служащих. Второй регу­лирует отношения между равноправными сторонами, например, ви­дами государственной службы, государственными служащими в ходе взаимосвязей по горизонтали и т. д.

В правовом регулировании современной государственной службы России имеются значительные проблемы. По-прежнему сохраняются отношения трудового найма между служащим и го­сударственным органом. Руководитель принимает на работу, ус­танавливает оклады и надбавки, поощряет, наказывает, увольня­ет. При такой системе уже не столько законы и указы, сколько руководитель государственного органа или подразделения - высший авторитет для подчиненного. Государственные служа­щие при исполнении должностных обязанностей преимущест­венно руководствуются указаниями непосредственного руково­дителя, а не должностными регламентами. Отсюда - авторита­ризм и произвол, индивидуальная и коллективная безответствен­ность должностных лиц, бюрократизм и коррупция, социально-правовая незащищенность служащего, подбор кадров не по конкурсу или на основе независимой аттестации, а по знакомству, симпатиям, признаку личной преданности.

В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что го­сударственная служба предполагает как раз нечто иное - право­вую защищенность служащего от произвола вышестоящих руко­водителей, гарантию профессионального и должностного роста, непрерывное образование, возможность проявления работником инициативы, творчества.

Таким образом, реализация правового института государст­венной службы осуществляется через правовой механизм, кото­рый включает правовые нормы, отношения, ответственность, сознание, факты и т. д.

3. Нормативно-правовое регулирование института государственной службы в Российской Федерации.

1. Конституционное регулирование государственной службы

2. Федеральный закон «Об основах государственной службы» как единая правовая база государственной службы

3. Основы федеральной программы «О реформировании государственной службы» (2003-2005 гг.)

4. Правовое обеспечение государственной гражданской службы

5.Правовые принципы государственной гражданской службы

6. Федеральная программа по реформированию и развитию системы государственной службы (2009-2013 гг.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: