Механизм правового регулирования государственной службы включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается воздействие государства на становление и развитие государственно-служебных отношений. К основным элементам механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанностей государственных служащих.
Развитие нормативной правовой базы государственной службы позволяет укрепить правовой статус государственных служащих, упорядочить прохождение ими службы, облегчить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду. В настоящее время это непременное условие становления эффективной государственной службы России.
Основным звеном механизма правового регулирования выступает норма права, т. е. правило поведения общего характера, установленное государством. Оно имеет обязательную силу, наделяет субъекты управления юридическими правами и обязанностями, регулирует общественные отношения и предусматривает в случае отклонения от норм ответственность. В российском законодательстве о государственной службе пока очень мало норм права, отвечающих таким требованиям. В нем преобладают нормативные предписания, правовые принципы, нормативные идеи, которые должны конкретизироваться в правовых нормах.
Правовые отношенияв государственной службе представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых выступают носителями субъективных прав и обязанностей, юридической ответственности. Правоотношение требует, естественно, моделирования в норме права. Таких правоотношений российским законодательством в ходе реформирования государственной службы становится все больше.
Предмет правового регулирования государственной службы - это определенный круг государственно-служебных отношений, которые закрепляются соответствующей группой юридических норм, обладают каким-либо единым качеством. Это служит основанием для обобщения норм права, регулирующих данный круг отношений, в такую нормативную общность, как отрасль права. Отношения в государственной службе являются, главным образом, предметом конституционного, административного и трудового права.
Метод правового регулирования государственной службы представляет собой совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия органов государственной власти на содержание деятельности и поведение государственных служащих, организацию и функционирование государственной службы как правового института. В процессе правового регулирования применяются императивный и диспозитивный методы. Первый характеризуется властным воздействием на государственных служащих. Второй регулирует отношения между равноправными сторонами, например, видами государственной службы, государственными служащими в ходе взаимосвязей по горизонтали и т. д.
В правовом регулировании современной государственной службы России имеются значительные проблемы. По-прежнему сохраняются отношения трудового найма между служащим и государственным органом. Руководитель принимает на работу, устанавливает оклады и надбавки, поощряет, наказывает, увольняет. При такой системе уже не столько законы и указы, сколько руководитель государственного органа или подразделения - высший авторитет для подчиненного. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей преимущественно руководствуются указаниями непосредственного руководителя, а не должностными регламентами. Отсюда - авторитаризм и произвол, индивидуальная и коллективная безответственность должностных лиц, бюрократизм и коррупция, социально-правовая незащищенность служащего, подбор кадров не по конкурсу или на основе независимой аттестации, а по знакомству, симпатиям, признаку личной преданности.
В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что государственная служба предполагает как раз нечто иное - правовую защищенность служащего от произвола вышестоящих руководителей, гарантию профессионального и должностного роста, непрерывное образование, возможность проявления работником инициативы, творчества.
Таким образом, реализация правового института государственной службы осуществляется через правовой механизм, который включает правовые нормы, отношения, ответственность, сознание, факты и т. д.
3. Нормативно-правовое регулирование института государственной службы в Российской Федерации.
1. Конституционное регулирование государственной службы
2. Федеральный закон «Об основах государственной службы» как единая правовая база государственной службы
3. Основы федеральной программы «О реформировании государственной службы» (2003-2005 гг.)
4. Правовое обеспечение государственной гражданской службы
5.Правовые принципы государственной гражданской службы
6. Федеральная программа по реформированию и развитию системы государственной службы (2009-2013 гг.)