Классификация публичных служащих

Публичные служащие подразделяются, прежде всего, на постоянных и временных. Постоянные служащие включены в штат учре­ждения, зачислены на службу, назначены на определенную должность, их фамилии включены в реестр публичных служащих. Временные служащие назначены на должность, но не включены в штат учреждения, их фамилии не внесены в реестр публичных служащих. Временные служащие обычно назначаются на должность путем внеконкурсного отбора. Хотя первона­чальные ставки их заработной платы могут быть выше, чем у постоянных работников, временные служащие все же имеют значительно меньше прав. В частности, на временных служащих не распространяются права на пен­сии, на защиту от увольнений.

Все публичные служащие подразделяются также по видам публичной службы: на государственных служащих, служащих территориальных кол­лективов (регионов, муниципалитетов и т. д.), а также на служащих пуб­личных децентрализованных учреждений.

Государственные служащие, в свою очередь, делятся на гражданских служащих и военнослужащих, а также служащих других специализирован­ных государственных учреждений (полиции, пожарной охраны и т.д.). Для работников каждого вида службы может устанавливаться своя классифика­ция, но при этом всегда реализуется принцип соответствия классов и долж­ностей.

В большинстве стран мира из числа постоянных служащих выделяется привилегированная группа чиновников. Чиновники (fonctionnaires, funcciona-rios etc.) нанимаются на публичную службу по конкурсу, наделяются классными чинами и имеют особый правовой статус. Чиновники, как и другие постоянные служащие, занимают определенную должность, но не она, а наделение их чином (титулом, званием, рангом) определяет статус чиновника. Первоначально чины означали посты в аппарате монархиче­ской власти, но в настоящее время они приобрели самостоятельное значе­ние - как титулы, независимые от должности. В США, где никогда не было монархии, нет и гражданских титулов - чинов, отличных от должности. В связи с этим говорить о чиновниках США с административно-правовой точки зрения некорректно.

Чиновники, в свою очередь, распределяются по определенным в законе составам (категориям, классам, рангам). В каждой стране установлена своя специфическая классификация чиновников, определяющая уровень про­фессиональной квалификации. Критериями разделения чиновников по ка­тегориям, как правило, являются: уровень образования, характер выпол­няемой работы, способ назначения. Выделение того или иного критерия в качестве основного предопределяется национальными особенностями, в том числе и историческими.

Но в последние десятилетия наиболее распространенными становятся те классификации служащих, которые строятся в зависимости от характера выполняемых работником задач. В связи с этим типичными составами (ка­тегориями) служащих являются: административный, исполнительский, профессиональный и вспомогательно-технический.

Чиновники административной категории наделяются полномочиями принятия решений и разработки концепций.

Работники исполнительской категории проводят в жизнь решения чи­новников-администраторов. К этой группе относятся лица, руководящие работой подчиненных, но не имеющие права принятия административных решений.

Профессиональная категория охватывает специалистов, выполняющих конкретную работу под руководством чиновников исполнительского со­става.

Чиновники вспомогательно-технической категории создают необхо­димые условия для выполнения специалистами их функций.

Отнесение чиновника к той или иной категории определяется при за­числении его на службу. Во Франции оно прямо зависит от уровня образо­вания, в Великобритании в большей степени обусловлено характером за­нимаемой должности.

Для чиновников каждой категории устанавливаются свои чины (ранги, классы) - звания, дающие его владельцам право занимать соответствующие должности. В случае упразднения должности чиновник не может быть уво­лен со службы, его чин дает ему право на замещение другого поста. Чины разных категорий объединяются таблицами приравненности.

Каждый ранг или класс, в свою очередь, подразделяется на ступени. По мере выслуги лет служащий продвигается от ступени к ступени, что соот­ветствует его профессиональному росту.

В последние десятилетия наметилась тенденция выделения высших служащих в единую элитную группу, имеющую статус самостоятельного корпуса, состава или класса. Так, в США группа старших руководителей, выведенная за пределы общей классификации должностей, была создана в 1979 г. Подобные подходы наблюдаются также в законода­тельстве Австралии, Новой Зеландии, Испании и скандинавских странах.

В странах континентальной правовой семьи, как правило, осуществля­ется единая классификация чиновников. В англосаксонских странах, вос­принявших традиционную английскую модель гражданской службы, при­меняется единая классификация гражданских служащих внутренней (неди­пломатической) службы.

Классификация служащих во многих странах дополняется классифика­цией должностей, имеющей в таком случае самостоятельное значение. Классификации должностей представляют собой детальные тарификации, учитывающие место конкретного поста в системе публичной службы и проводимые в целях определения жалованья служащих.

В США классификация служащих строится в соответствии с классифи­кацией должностей. При этом главным критерием является способ получе­ния должности. Таким образом, в большинстве зарубежных стран классификации слу­жащих и классификации должностей различаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: