Проблемы региональной государственной гражданской службы

Правоприменительная практика реализации законодательства о государственной гражданской службе выявила необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования гражданской службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ содержит отсылочные нормы к еще не существующим нормативным правовым актам, отсутствие которых делает невозможной полноценную реализацию закона.

На сегодняшний день наиболее актуальной является задача принятия основополагающих указов Президента Российской Федерации о соотношении классных чинов, о порядке ведения Сводного реестра государственных гражданских служащих, об обобщенных показателях эффективности и результативности деятельности государственных органов, установления особого порядка оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности деятельности, о предоставлении сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих социальные гарантии на гражданской службе.

Представляется актуальным дальнейшее урегулирование подзаконными нормативными актами федерального уровня положений, касающихся вопросов формирования кадрового резерва, содержащихся в федеральных законах от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Наибольшее количество вопросов возникает по реализации основных направлений работы с резервом, в первую очередь, с гражданами (направление на обучение, организация стажировки), по порядку замещения должности гражданской службы и порядку исключения из кадрового резерва.

Одной из проблем эффективного использования кадрового резерва является необходимость защиты персональных данных гражданских служащих (граждан), включенных в кадровый резерв.

Вышеизложенное позволяет судить о востребованности и актуальности издания указа Президента Российской Федерации об утверждении положения о кадровом резерве. Представляется, что данный нормативный акт будет способствовать формированию комплексной нормативной правовой базы по данному вопросу.

Практическая реализация законодательства о гражданской службе свидетельствует о необходимости принятия мер по формированию эффективной системы управления государственной службой. Она могла бы существенным образом изменить темпы хода реформ, обеспечить своевременность и повысить качество разработки нормативной правовой базы, позволить более эффективно использовать материальные, интеллектуальные и финансовые ресурсы, привлекаемые для реализации программных мероприятий.

В Федеральном законе № 79-ФЗ (статьи 5, 19 и др.) содержатся нормы, определяющие полномочия «федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой».

Однако до настоящего времени правовых актов, определяющих статус и полномочия указанных органов по управлению государственной службой, не принято.

Следует отметить, что ряд норм Федерального закона № 79-ФЗ антикоррупционной направленности практически не применялся, так как не был определен механизм их реализации (статьи 17, 20, 44).

На исправление сложившейся ситуации было направлено принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также внесение изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Указанными законодательными актами на государственных служащих возложен ряд дополнительных обязанностей, а именно:

1) государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

2) государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;

3) гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых будет установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы

4) с 2010 года государственный служащий, замещающий должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения не только о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, но и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

С принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» вступило в силу требование, предусмотренное частью 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предписывающее гражданскому служащему передать в соответствии с гражданским законодательством в доверительное управление принадлежащие ему приносящие доход ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в случае, если владение ими может привести к конфликту интересов.

Вместе с тем, эффективная реализация норм, заложенных в законодательстве о противодействии коррупции, должна быть обеспечена принятием ряда подзаконных правовых актов, в основном федерального уровня. Так, нормативными правовыми актами Российской Федерации должен быть определены перечни должностей государственной службы, на лиц замещающих (или претендующих на замещение) которые распространяется обязанность по предоставлению сведений о своих доходах и имуществе и доходах и имуществе членов своей семьи, запрет замещать в течение двух лет после увольнения с государственной службы должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего. Требуют урегулирования указами Президента Российской Федерации вопросы, связанные с определением порядка предоставления федеральными гражданскими служащими сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, порядка направления представителем нанимателя в целях проверки представленных гражданскими служащими сведений запросов в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Потребуется также корректировка законодательства субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

От скорейшего принятия указанных нормативные правовых актов будет зависеть в значительной мере эффективность мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции на государственной службе.

В ряде случаев федеральное законодательство о государственной гражданской службе предусматривает возможность принятия субъектами Российской Федерации собственных правовых актов, но с учетом положений федеральных правовых актов (например, часть 2 статьи 10 Федерального закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, в соответствии с которой реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений указанного Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы).

Данные формулировки создают неопределенность в правовом регулировании государственной гражданской службы Российской Федерации, поскольку затруднительно определить, в каком виде и объеме следует учитывать положения федеральных правовых актов. С одной стороны, прямого указания регулировать те или иные отношения в полном соответствии с федеральным законодательством не имеется, с другой – надзорными органами (например, прокуратурой) всегда может быть выдвинуто утверждение о том, что при решении того или иного вопроса положения федерального законодательства учтены не были.

В целях придания устойчивости правоприменительной практике статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеющие подобные формулировки целесообразно изменить, указав в них либо обязательную для исполнения государственными органами субъектов Российской Федерации норму, либо предоставив субъекту Российской Федерации самостоятельно урегулировать тот или иной аспект общественных отношений в области гражданской службы.

В настоящее время рядом федеральных законов субъектам Российской Федерации переданы отдельные государственные полномочия Российской Федерации в различных сферах деятельности. Назначение руководителей данных органов исполнительной власти субъектов осуществляется должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с указанными федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем, процедура предварительного согласования при назначении на должность гражданской службы не предусмотрена ни Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ, ни Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.

Таким образом, государственная гражданская служба субъек­тов РФ выходит сегодня на новый качественный уровень. Ее реор­ганизация в соответствии с концепцией Федеральных законов «О си­стеме государственной службы Российской Федерации» и «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации» должна придать дополнительную устойчивость данному социально-право­вому институту, обеспечить приток свежих сил в органы государ­ственной власти субъектов РФ, и, как следствие, внести дополни­тельный импульс в процесс социально-экономического и полити­ческого развития регионов.

24. Резерв на должности государственной гражданской службы Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: