Способы правового оформления публичной службы предопределены тем, как понимается юридическая природа данного института. В западных странах получили распространение две основные теории юридической природы публичной службы: статутная и договорная.
Статутная теория была наиболее полно разработана французскими учеными (Дюги, Ориу, Лобадер). Они подчеркивали принципиальное отличие публичной службы от всех других профессий: служащий не нанимается государством, а служит ему, присоединяясь к тем правилам, которые существуют независимо от воли администрации. В связи с этим взаимоотношения служащего и администрации определяются не договором найма, предполагающим равенство сторон, а законом, актом парламента. Следовательно, институт публичной службы попадает в сферу публично-правового регулирования.
Статутная теория точно реализуется законодательной практикой многих стран континентальной Европы, в которых действуют специальные законы об общих принципах организации публичной службы и об отдельных ее видах. Так, во Франции Закон «О правах и обязанностях государственных служащих» от 13 июля 1983 г. определил правовой статус всех публичных служащих. Для отдельных категорий публичных служащих (военнослужащих, полицейских, персонала пенитенциарных служб, диспетчерской службы воздушного сообщения и т. д.) принимаются особые статуты, которые могут делать изъятия из действия общего статута. Так, 11 января 1984 г. был принят Закон о специфических категориях государственных служащих.
|
|
Договорная теория исходит из того, что в основе публичной службы должен лежать договор между администрацией и служащим. Эта теория наиболее распространена в странах англосаксонской системы, не признающих деления права на частное и публичное, а также в скандинавских странах. Так, в Великобритании гражданскими служащими признаются лица, нанятые министерствами в гражданском качестве и оплачиваемые из средств, вотируемых парламентом. Хотя определение взаимоотношений государства и гражданских служащих отнесено к королевской прерогативе, практика следует сложившейся традиции и предоставляет широкие полномочия министрам - они вправе заключать договоры со служащими. В США также на основе сложившейся традиции многие категории служащих получают свои должности, заключая договоры с администрацией.
Серьезные отличия подходов статутной и договорной теории очевидны, но в любой западной стране они применяются, не исключая, а взаимно дополняя друг друга. В странах континентальной Европы законы определяют правовое положение штатных служащих, а договоры - отношения между администрацией и внештатными, временными работниками.
|
|
Если обобщить принципы организации государственного аппарата в различных странах мира, то можно выделить две основные системы публичной службы: карьерную (кадровую) и позиционную (систему занятия должностей). Каждая из этих систем по-своему решает проблемы консолидации публичной службы и ее взаимоотношений с частным сектором.
При карьерной системе создаются замкнутые корпоративные службы -корпуса, составы служащих. Корпус в одних странах определяется профессиональной принадлежностью (например, корпус работников связи), в других- характером выполняемых функций (например, корпус префектов, директоров), в третьих - видом публичной службы (корпус пожарных, судейских работников)
Поступить в соответствующий корпус можно, лишь пройдя определенный отбор на вакантную должность, причем такой отбор допускается в основном только для должностей нижестоящих ступеней. Вышестоящие должности замещаются, как правило, путем продвижения по службе работников данного корпуса, а специалисты со стороны принимаются на работу только в особых случаях. Этот порядок считается незыблемым при карьерной системе, не случайно поэтому ее также называют системой закрытой службы.
Как показала практика многих стран мира, карьерная система способствует формированию стабильного высокопрофессионального государственного аппарата Она обеспечивает государственному служащему постепенное, по мере выслуги лет, гарантированное продвижение по службе, предусматривающее как обязанность работника повышать свою квалификацию, так и увеличение жалованья, социальных льгот и привилегий Именно стабильностью и социальной защищенностью привлекает квалифицированных работников карьерная служба Эти качества и позволяют ей выдерживать конкуренцию с частным сектором в деле привлечения специалистов
У карьерной системы есть как неоспоримые преимущества, так и явные недостатки. Она надежна, но и неповоротлива; дает возможности служащим повышать квалификацию, но и сковывает их деятельность узкими рамками корпуса. Способности, знания и навыки служащего должным образом оцениваются, но только в том случае, если он имеет надлежащие чины и звания. Карьерный принцип способствует специализации и профессионализму, но не приветствует нововведений. Не допускает разрушительных для государства радикальных изменений, но с успехом может противостоять прогрессивным преобразованиям, намечаемым политическим руководством
При позиционной системе иным образом решаются проблемы взаимоотношений государственных служащих, публичной администрации и общества. Главное значение для работника имеет не продолжительность службы в одном корпусе, а занимаемая должность - конкретная позиция в административной иерархии, которой соответствует определенная в бюджетном расписании ставка. Работник соответствующей квалификации может поступить на любую службу в том случае, если он профессионально подготовлен для занятия вакантной должности. Таким образом, позиционная система допускает проведение открытых конкурсов, в которых может участвовать любой претендент. Причем работник вправе не только переходить из одного корпуса государственной службы в другой, но и свободно перемещаться из частнопредпринимательского сектора в государственный и обратно.
Позиционная система в качестве системообразующей долгие годы действует в США, странах Восточной Европы, на Кубе. В 70-е гг. XX в. многие развивающиеся страны, прежде всего государства Северной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии (такие, как Малайзия, Непал, Пакистан и Шри Ланка), перешли от карьерной к позиционной системе1. В конце XX в. большинство стран континентальной Европы, а также Великобритания, традиционно верные карьерному принципу, стали вводить элементы позиционной системы в организацию государственной службы.
|
|
Позиционная система мобильна и позволяет более рационально использовать кадровый потенциал, направляя его при необходимости в приоритетные области. Она приводит к формированию иного типа публичного служащего, способного перестраиваться, быстро включаться в новые управленческие процессы, ориентироваться не на узкую специализацию, а на изучение ведущих элементов, составляющих суть той или иной профессии. Открытый принцип организации публичной службы позволяет добиться максимального взаимообогащения как государственному, так и частному секторам. Удачно работавших в государственном аппарате специалистов затем охотно принимают на работу в частный сектор, ведь помимо необходимых профессиональных знаний, навыков и умений они приобрели еще и важные для бизнеса связи.
С другой стороны, позиционный принцип организации публичной службы не гарантирует столь стабильной социальной защищенности работников государственного сектора, как карьерная система. Весьма призрачными становятся главные права служащего - на работу и продвижение в должности. Продвинуться по службе может лишь сильнейший из претендентов
Позиционная система по сравнению с карьерной является более экономичной, но сама по себе она не гарантирует эффективности управления и не способна полностью нейтрализовать тенденций к разбуханию государственного аппарата. Более того, при определенных условиях она может способствовать снижению уровня профессионализма, поскольку резко уменьшает значение специализации и постоянства работы публичных служащих. Если учесть, что отбор претендентов на занятие вакантных должностей окончательно осуществляет политическое руководство публичных служб, то становится очевидным еще один возможный недостаток данной системы появление управленческой номенклатуры, занимающей высокие должности в силу поддержки ведущих социально-политических сил.
|
|
В настоящее время каждая страна, учитывая достоинства и недостатки карьерной и позиционной систем, применяет при организации публичной службы оба указанных принципа. Один из них выступает основным, второй - дополнительным, и каждый принцип распространяется на определенное число публичных служб или отдельные категории публичных служащих. Так, в Великобритании гражданская служба в целом является карьерной, но существует и так называемая открытая структура, допускающая «боковой вход» на важные посты в административной иерархии. В Панаме карьерными являются административная, судебная, преподавательская, дипломатическая и консульская, медицинская, военная службы. Остальные виды публичных служб формируются на основе позиционного принципа. В США большинство федеральных служб признаются открытыми, позиционными, но в то же время существуют и закрытые службы, в частности, службы здравоохранения и лесного хозяйства.