Психология религии: предмет, функции и методы

Предмет психологии религии можно определить как изучение совокупности психологических явлений, связанных с религией и религиозностью

Исследования религии с точки зрения психологии осуществляется на двух уровнях: это, во-первых, теоретический анализ религиозной психики как индивида, так и группы, во-вторых, эмпирическое исследование психологии веруя их Разумеется, шоу реальной практике психолога религии оба уровня тесно связаны друг с другом: теоретический анализ религиозной психики осуществляется на фактологической основе, собранной во время эмпирических исследований; в свою очередь, теоретические схемы всегда должны быть проверены путем сопоставления их с данными конкретных ись.

Психология религии пользуется методами социальной психологии, среди которых можно выделить следующие:

• Наблюдение Особенно эффективен этот метод тогда, когда сведения о религиозных людей получают, изучая их поведение в привычных для них условиях: во время богослужения, молитвы и т.п. С другой стороны,, возможности этого метода ограничены тем, что он фиксирует внешние проявления религиозности, оставляя без внимания самое интересное - внутренние переживания людей, проникнутых религиозной веройою.

• Исследование документов Многие исследователи религиозной психологии основывают свои рассуждения на дневниках и автобиографиях религиозных мистиков, аскетов, отшельников, \"ясновидящих\" Этот метод предоставляет редкие существует возможность проникнуть во внутренний мир верующего человека, хотя, с другой стороны, без критического отношения к подобного материала, можно получить и ошибочные результаты Для атеистически настроенного психолог а религии особый интерес представляют свидетельства людей, которые по тем или иным причинам отошли от религии Подобные свидетельства могут многое рассказать об условиях и психологические, мировоззренческие факторы вин икнення религиозной веры и, наоборот, ухода от не неї.

• Опрос (в форме анкеты или интервью) Благодаря этому методу приобретаются данные о реальной мотивацию поведения опрошенных верующих, их социально-психологические и мировоззренческие ориентации

• Эксперимент Главное требование к этому методу - его естественность Иначе говоря, никакие искусственные вмешательства в религиозную деятельность считаются не допустят Например, несколько различных лиц или групп слушает пр роповидь определенного содержания, которую произносит проповедник с теми или иными особенностями По различиям, которые возникли между слушателями проповеди и теми, кто ее не слушал, делаются аналитические выводы относительно эф ективности использованных в проповеди пропагандистских приемов, личностных качеств оратора т.п. Также нашумевших эксперименты американского врача Дж Липпи, широко экспериментировал с вла сною сознанием, используя психотропные вещества, а затем сконструировал изоляционную ванну, где техническими средствами моделировал предельные состояния общения со сверхъестественнымиродним.

Как видим, каждый из указанных выше методов позволяет удовлетворительно решать конкретные исследовательские задачи, которые ставят перед собой психологи религии время только комплексное применение упомянутых методов может обеспечить достаточный уровень обобщенияя.

Для психологии религии типичны два вида отношения к религии как таковой: или беспристрастный подход, или подход теологический С первой точки зрения, следует принципиально отказаться от выяснения вопроса о и истинность или ложность религиозных представлений, как такового, что выходит за пределы компетенции психологии как науки Так было решено на XV Всемирном психологическом конгрессе Однако представители этого подхода более склонны считать все многообразие психических проявлений религиозности следствием переориентации обычной человеческой психики вследствие действия определенных важных факторов Скажем, существует религиозная любовь, религиозный й страх Но религиозная любовь-лишь общее чувство любви, обращено на религиозный объект; религиозный страх - обычный трепет человеческого сердца, питается идеей потусторонней благодарения С теологической точки зрения, само существование религиозных верований, встреча в них человека с Богом, объясняется действительной наличием сверхъестественного (священного, божественного) - то вне природного мира, что окружает человека то в глубинах самой человеческой душї душі.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: