Технология социальной реабилитации: принципы, уровни, классификация

Социальная реабилитация – комплекс методов и приемов, способствующих восстановлению социального статуса клиента, достижению его материальной независимости (самообеспечения). Социальная реабилитация реализуется с помощью двух взаимосвязанных направлений: социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации. Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения). Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов:

1) самообслуживания,

2) самостоятельности передвижения,

3) трудовой деятельности,

4) подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.

Во время проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности, происходит социально-средовая ориентация клиента. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, приобретая при этом опыт организации какой-либо деятельности (профессиональной, досуговой, общественной). Он постоянно встречается с жизненными ситуациями, из которых необходимо уметь найти конструктивный выход, обеспечивающий равновесие между поддержанием имеющихся межличностных отношений и сохранением собственной жизненной позиции.

Социально-средовая ориентация – это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Показателями социально-средовой ориентированности клиентов, будут являться: 1) умение взаимодействовать для достижения результатов деятельности; 2) проявление заботы о других, отзывчивости; 3) демократичность в общении; 4) умение планировать совместную деятельность в коллективе; 5) владение способами реализации определенных в ходе коллективного обсуждения планов.

Специалист по социальной работе помогает клиенту найти способы выхода из проблемной ситуации, направляет его действия на достижение поставленных целей. Клиент учреждения социального обслуживания населения при преодолении возникшего затруднения должен: провести анализ проблемной ситуации; установить позитивные отношения с людьми, участвующими в данной ситуации; построить план по ходу выполнения действия; проводить самоконтроль по ходу выполнения действия.

Разрешение проблемной ситуации предусматривает реализацию способностей клиента, его интересов. При разработке схемы выхода из ситуации специалист по социальной работе включает предложения клиента и обучает его алгоритму планирования деятельности. Социальная реабилитация, как интегративная технология, включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию, реализуемые в практике деятельности учреждений социального обслуживания населения единым образом, целостно, не исключая каждую составляющую.

21. Сущность и специфика технологии социальной профилактики: этапы, уров­ни и методы.

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Цели СП:

- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Методы СП:

1.Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

2.Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планированиеи ряд других.

3.Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

4.Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5.Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

6.Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: