Технология социального проектирования в социальной работе: принципы, этапы и средства

Проектирование в социальной работе — это процесс создания социальных объектов, качеств и отношений, конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. С точки зрения результата, проектирование в социальной работе является процессом создания проекта.

Проектная деятельность в социальной работе относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Основными задачами проектной деятельности в социальной работе являются: анализ ситуации, т.е. всесторонняя социальная диагностика проблем и четкое определение их источника и характера; поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление; разработка организационных форм внедрения проекта в практику социальной работы и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношениях.

Основными элементами проектной деятельности в социальной работе, его важнейшими теоретическими категориями являются субъект и объект.

Субъектом проектирования в социальной работе являются различные носители управленческой деятельности: как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, ставящие своей целью организовать целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов в социальной работе.

Под объектами проектирования в социальной работе понимаются системы, проекты, организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования.

В поле проектирования в социальной работе попадают объекты самой различной природы: поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника - как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и тому подобное); человек - как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и тому подобное); различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные); элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и тому подобное).

При осуществлении проектирования в социальной работе используются различные методики. Основными методиками являются: вживания в роль, матрицы идей, ассоциации, аналогии, синектики, мозгового штурма.

Проектирование в социальной работе применяется для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социальной деятельности в социальной сфере

Технология проектирования в социальной работе включает в себя ряд этапов.

Изучение общественного мнения. Основные задачи:проанализировать социальную ситуацию; составить отчет о проведенном исследовании; сформулировать выводы.

Сбор материалов о той социальной проблеме, которая является предметом исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и другое. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Данный этап позволит изучить исходное состояние социальной проблемы в социальной среде и приступить к ее формулировке, которая должна стать объектом дальнейших практических действий.

Формулирование актуальной социальной проблемы. Основные задачи:сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которых может принять участие клиент; определить причины существования данной социальной проблемы. Необходимо проанализировать социальные проблемы по ряду критериев: важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села); ее масштабность; возможность практического решения проблемы силами конкретных людей. Данный этап позволит выбрать из нескольких социальных проблем одну и четко ее сформулировать.

Определение цели и задач социального проекта. Основные задачи этапа:определить ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен проект; сформулировать основную цель и задачи деятельности, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.

Составление плана работы. Основные задачи:определить перечень основных мероприятий по осуществлению целей и задач проекта; назначить ответственных за каждый пункт плана; указать необходимые ресурсы и источники их получения.

Данный этап позволяет представить объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначить ответственных за каждый пункт и составить реально выполнимый план.

Реализация проекта. На данном этапе авторы социального проекта непосредственно приступают к выполнению намеченного плана, осуществляют замыслы и, решая одну задачу за другой, постепенно двигаются к достижению намеченной цели.

Оценка и контроль выполнения плана. Основная задача: осуществление качественной и количественной оценки проведенных мероприятий.

Данная работа позволяет подвести промежуточные итоги деятельности, соотнести их с показателями, которые были определены в качестве основы системы оценки работы.

Анализ результатов работы над социальным проектом. Любая завершенная работа нуждается в анализе ее процесса и результатов. Это нужно для того, чтобы увидеть реальный результат, по возможности, объективно оценив достигнутое. Основой данной деятельности является система оценки, которая утверждена заранее. Опираясь на сиcтему критериев и показателей, следует всесторонне обсудить то, что реально получилось, сравнивая с тем, что было запланировано командой на этапе подготовки социального проекта. Сначала анализируется выполнение отдельных задач, качество крупных мероприятий.

Общенаучные принципы социального проектирования

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:

1) ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче;

4) результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: