Роль концепції суверенітету в сучасному міжнародному праві

Существование государств и необходимость их взаимодействия друг с другом обусловили объективную потребность регулировать отношения между ними правовыми средствами. Длительный период в истории человеческой цивилизации государства были единственными участниками международных отношений, урегулированных нормами права, т.е. субъектами международного права. В основе международной правосубъект-ности государств лежит присущее им особое политико-правовое свойство — суверенитет. Под суверенитетом государств следует понимать верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Это свойство определяет характер прав и обязанностей государств как субъектов международного права.

Понятие «суверенитет» на разных исторических этапах получало и соответствовавшее этим этапам толкование. Так, французский ученый Ж. Бодэн в 1577 г. опубликовал работу «О республике», в которой отождествлял суверенитет с неограниченной властью монарха (суверена). В этот период теоретическое обоснование суверенитета выполняло роль идейного оружия в борьбе с феодальной раздробленностью и создавало необходимые предпосылки для образования мощных централизованных государств.

В период Великой французской революции в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г. впервые был закреплен принцип принадлежности суверенитета народу. Впоследствии этот принцип стал непременным элементом большинства конституций государств мира. Так, в ст. 5 Конституции Украины провозглашается: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ». Из принципа народного суверенитета непосредственно вытекают принципы невмешательства и равенства.

Права народов в современном международном праве. К., 1993; Морозов Г.И. Международные организации: некоторые вопросы теории. М., 1974; Признание в современном международном

В доктрине международного права содержатся кони «абсолютного суверенитета», «ограниченного суверенит «полного суверенитета». В связи с тем что в этом мире аб тен лишь Бог, то вряд ли можно признать отвечающей ре< му положению вещей концепцию «абсолютного сувереш поскольку права и свободы какого-либо государства на * народной арене не могут носить абсолютного, ни чем не минированного характера, ибо они не должны причинять ба законным правам и интересам других государств.

В отношении концепции «ограниченного суверенитета» но сказать, что суверенитет — это такая политико-правов тегория, которая не знает качественной дифференциации стичности, т.е. нет суверенитета более высокого или HI качества, как и нет «немного» или «ограниченно» сувер государств. Ограничение суверенитета означает фактичес отсутствие. В международном праве широко распростр мнение о единстве и неделимости суверенитета1. При это дует различать суверенитет и компетенцию государств. К тенция — это совокупность прав и обязанностей госуц: как субъекта международного права. Конечно, между сувс тетом и компетенцией государства существуют взаимоа взаимозависимость, однако эти понятия не идентичны. Ее веренитет един и неделим, то те или иные права госуд. может передать либо ограничить на основе международно говора или одностороннего обязательства в пользу, скажем дународной организации или другого государства (госуд для достижения целей, удовлетворяющих это государство \ дународное сообщество в целом. Например, государства ничили свое право применять превентивные или прйнуд] ные действия в пользу Совета Безопасности ООН при на угрозы миру, нарушений мира или актов агрессии (ст.ст.'. Устава ООН). По Договору о ликвидации ракет средней и шей дальности между СССР и США 1987 г. стороны вве отношению друг к другу институт инспекции на местах с i проверки выполнения положений Договора. Однако в примерах речь не идет об ограничении суверенитета госу/ (их верховенство на своих территориях, как и независим! международных отношениях, не вызывают сомнений)

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение[9]. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, т.е. он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития[10].

Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии»[19]. Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение эволюция принципа суверенитета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: