Особенности организации местного самоуправления в городских и сельских поселениях

К городским поселениям в Российской Федерации согласно Градостроительному кодексу РФ относятся города и поселки (ст. 5).

На организацию местного самоуправления в городских поселениях оказывает влияние ряд факторов: численность жителей города, его размеры, наличие или отсутствие городских районов и др.

В зависимости от численности городские поселения подразделяются на:

1) сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн человек);

2) крупнейшие города (численность населения от 1 до 3 млн человек);

3) крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);

4) большие города (численность населения от 100 до 250 тыс. человек);

5) средние города (численность населения от 50 до 100 тыс. человек);

6) малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек).

При образовании районов в городе учитывается численность его населения, характер застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

В соответствии с Конституцией РФ (устанавливающей в ст. 131, что местное самоуправление осуществляется в городских поселениях) Законом об общих принципах организации местного самоуправления возможны следующие варианты организации и осуществления местного самоуправления в городских поселениях.

1. Городское поселение может иметь статус муниципального образования. В этом случае оно имеет свою собственность, свой бюджет и выборные органы: представительный орган местного самоуправления (городская дума, городской совет или представительный орган с иным названием), выборные должностные лица местного самоуправления. Население городского поселения самостоятельно решает вопросы о разработке и принятии устава городского муниципального образования, об утверждении структуры органов местного самоуправления и др. По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации статус муниципального образования имеют 610 городов и 216 поселков городского типа.

Городское муниципальное образование, имеющее статус муниципального образования, может подразделяться на городские районы (иные административно-территориальные единицы).

Городской район — часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. Обычно районное деление имеют города с большой численностью населения.

Наличие в городском муниципальном образовании районного деления порождает проблему организации власти в городских районах. Возможны два варианта ее решения:

1) на территории городских районов создаются внутригородские муниципальные образования, имеющие свою собственность, свой бюджет, свои выборные органы.

2) если уставом города не предусмотрены внутригородские муниципальные образования в городских районах, в последних могут создаваться структурные подразделения городской администрации с передачей им в управление части объектов городской муниципальной собственности, выделением финансовых средств из городского бюджета. Порядок формирования таких структурных подразделений определяется уставом города.

2. Городские поселения могут не иметь статуса муниципального образования. В этом случае городское поселение входит в состав крупного муниципального образования (например, районного муниципального образования). У городского поселения отсутствует своя муниципальная собственность, свой бюджет, свои выборные органы городского самоуправления. Население данного городского поселения реализует право на самоуправление вместе с населением других поселений, входящих в состав данного муниципального образования.

Вместе с тем в городском поселении могут создаваться и действовать структурные подразделения органов местного самоуправления того муниципального образования, в состав которых входит городское поселение. Данным структурным подразделениям могут передаваться в управление объекты муниципальной собственности, выделяться средства из местного бюджета (смета расходов).

При этом следует иметь в виду, что население городского поселения может добиваться создания собственного муниципального образования в порядке, установленном законом субъекта РФ.

3. В городских поселениях, являющихся административно-территориальными образованиями, могут создаваться органы. государственной власти. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. До тех пор пока на федеральном уровне не будет урегулирован вопрос об установлении общих принципов организации системы органов государственной власти и об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по указанному предмету совместного ведения, а также устанавливать свою систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и теми общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые предусмотрены Конституцией РФ. Поэтому система органов государственной власти субъекта Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством субъекта РФ.

4. В городских поселениях могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

В городских поселениях, являющихся муниципальными образованиями, органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории городского поселения (дом, улица, квартал, микрорайон). В городских поселениях, которые не имеют статуса муниципального образования и входят в состав крупного муниципального образования (например, районного муниципального образования), органы территориального общественного самоуправления могут быть как внутригородскими, так и общегородскими.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К сельским поселениям относятся: села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и др. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и т.п.), а также одиночные дома находятся в ведении муниципальных образований, с которыми указанные поселения связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.

Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях обусловлены их финансово-экономической базой, уровнем социально-экономического развития в целом, численностью населения и другими факторами.

Градостроительный кодекс РФ в зависимости от численности населения подразделяет сельские поселения на:

1) крупные сельские поселения (численностью населения свыше 5 тыс. человек);

2) большие сельские поселения (численность населения от 1 до 5 тыс. человек);

3) средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек);

4) малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

Конституция РФ (ст. 131) и Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 12) гарантируют населению сельского поселения право на осуществление местного самоуправления независимо от его численности. При этом допускается возможность организации в нем местного самоуправления: а) со статусом самостоятельного муниципального образования; б) в составе сельского округа (сельсовета, волости), объединяющего несколько мелких населенных пунктов и являющегося самостоятельным муниципальным образованием или в составе единого районного муниципального образования.

Сельское поселение, имеющее статус муниципального образования, как правило, является крупным (большим) населенным пунктом с достаточной финансово-экономической базой, необходимой для самостоятельного решения вопросов местного значения. Сельское муниципальное образование (село, станица и т.д.) имеет свой бюджет, муниципальную собственность и выборные органы местного самоуправления.

Именно в сельских муниципальных образованиях может быть реализована предусмотренная ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

В соответствии с уставом муниципального образования собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа, который не создается. Кворум для правомочности собрания (схода) граждан в этом случае устанавливает ст. 24 указанного Закона: собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Сельское поселение, являющееся муниципальным образованием, может находиться в границах территории другого муниципального образования (сельского округа, района и др.). В этом случае предметы ведения муниципального образования, объекты муниципальной собственности и источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Федерации.

Сельское поселение может не являться муниципальным образованием. Его население в этом случае реализует свое право на самоуправление в составе муниципального образования, объединяющего несколько поселений. Таким муниципальным образованием может быть, например, сельский округ (волость, сельсовет), т.е. муниципальное образование, охватывающее несколько сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями, либо районное муниципальное образование, имеющее в своем составе несколько сельских поселений (сельских округов, волостей, сельсоветов), а также городские поселения. Так, муниципальные образования созданы в пяти волостях и 9006 сельских округах (сельсоветах).

В случае, когда сельское поселение не имеет статуса муниципального образования, оно лишено возможности формировать свой местный бюджет, обладать муниципальной собственностью, избирать свои органы местного самоуправления.

Муниципальное образование, в состав которого входит сельское поселение, выделяет из своего бюджета сельскому поселению финансовые средства (смета расходов). Оно может передать сельскому поселению в управление объекты муниципальной собственности и создавать в сельском поселении структурные подразделения своей администрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: