Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения

Наиболее рациональным и эффективным способом устранения недостатков разрозненного правового регулирования в сфере организации дорожного движения (разобщенность, непоследовательность правовых актов, отсутствие необходимых правоустанавливающих положений) является принятие законопроекта, устанавливающего единые правовые основы деятельности в сфере организации дорожного движения; определяющего основные права и обязанности участников дорожного движения, а также специальную компетенцию органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части территориально-транспортного планирования, организации, оперативного управления и регулирования дорожного движения. С целью устранения имеющихся недостатков правового регулирования в новом законопроекте будут предложены следующие способы разрешения указанных проблем.

В законопроекте будут определены предмет и цели правового регулирования в сфере организации дорожного движения и территориально-транспортного планирования.

Принципиально важным для обеспечения высокого качества законопроекта является определение в тексте законопроекта основных используемых в нем терминов и понятий, к которым должны относиться следующие: дорожное движение, организация дорожного движения, оперативное управление дорожным движением, регулирование дорожного движения, территориально-транспортное планирование, органы исполнительной власти в сфере организации дорожного движения, документация по организации дорожного движения, генеральная схема организации дорожного движения, комплексная схема организации дорожного движения, проект организации дорожного движения, технические средства организации дорожного движения, автоматизированная система управлением дорожным движением, мониторинг дорожного движения.

В законопроекте будут определены и разграничены термины "организация", "управление (оперативное управление)" и "регулирование" дорожного движения.

Так, организацию дорожного движения (ОДД) предлагается определить как самостоятельную деятельность, направленную на повышение эффективности использования пропускной способности дорог, дорожных и улично-дорожных сетей с целью улучшения дорожно-транспортной ситуации и организации транспортного обслуживания населения и состоящую из организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению дорожным движением. При этом организация дорожного движения как вид деятельности должен быть нацелен, в том числе и на обеспечение безопасности дорожного движения, которая определяется Федеральном законе N 196-ФЗ как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В понятие документации по организации дорожного движения необходимо включить следующие виды документов: Концептуальные предложения по организации дорожного движения (КПОДД), Генеральную схему организации дорожного движения (Генсхему ОДД), Комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД), Проект организации дорожного движения (ПОДД). Порядок разработки документации в сфере ОДД должен быть установлен соответствующим подзаконным актом.

Под мониторингом дорожного движения понимается сбор, обработка и накопление данных о параметрах движения транспортных средств (скорости движения, интенсивности, уровня загрузки, интервалов движения, дислокации и состояния технических средств организации дорожного движения) на автомобильных дорогах, улицах, отдельных их участках, транспортных узлах, характерных участках улично-дорожной сети городских округов и поселений с целью контроля соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик улично-дорожной сети потребностям транспортной системы.

В законопроекте закреплены следующие базовые положения:

– принципы государственного регулирования в сфере организации дорожного движения и транспортного планирования;

– принципы разграничения специальной компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части транспортного планирования, организации, оперативного управления и регулирования дорожного движения;

– нормы, определяющие перечень регламентов взаимодействия субъектов организации и управления дорожным движением, их основные права, обязанности и ответственность;

– основные права и обязанности субъектов деятельности в сфере организации дорожного движения, участников дорожного движения;

– законодательные требования к планированию, организации, оперативному управлению, регулированию дорожного движения;

– законодательные требования к характеристикам и состоянию инженерно-технических средств организации дорожного движения;

– принципы государственного надзора и контроля в сфере организации дорожного движения и транспортного планирования;

– нормы, закрепляющие правовые основания для создания в составе региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления специализированных структур для реализации функций по организации дорожного движения на улично-дорожной сети городов и регионов;

– требования к охране окружающей среды в процессе дорожного движения и осуществления мероприятий, связанных с его организацией;

– законодательные основы мониторинга транспортной подвижности населения, объемов перевозок грузов и характеристик транспортных потоков на сетях автомобильных дорог, контроля за состоянием дорожного движения и порядка формирования отчетности в сфере дорожного движения;

– принципы аудита организации дорожного движения и проведения транспортной экспертизы;

– принципы финансирования мероприятий по организации дорожного движения, правовые механизмы финансовой поддержки деятельности региональных и местных органов власти, направленной на решение проблем в сфере транспортного планирования и организации дорожного движения;

– международное сотрудничество Российской Федерации в сфере организации дорожного движения;

– вопросы ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об организации дорожного движения (виды ответственности, возмещение причиненного вреда);

– нормы об ответственности должностных лиц, заказчиков строительства, инвесторов, подрядчиков и других субъектов градостроительной и дорожной деятельности за нарушение требований законодательства в части планирования развития транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения.

В законопроекте предполагается предусмотреть новые конструкции норм, которые обеспечат устранение дефектов предыдущего законодательства путем нормативного правового регулирования нагрузки на дороги и улично-дорожную сеть. Это может быть реализовано за счет

– создания юридических условий для приоритетного развития общественного транспорта, повышения его производительности и комфортности;

– рационального использования территорий для размещения (хранения и паркования) автомототранспортных средств с помощью юридических механизмов создания городских "парковочных пространств";

– поэтапного, по мере создания альтернатив, введения ограничений, платности и запрещений на движение и размещение автомобильного транспорта по видам, времени и определенным зонам городов;

– регламентации проведения работ, связанных с содержанием, строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог и других объектов транспортной инфраструктуры.

Законодательные нормы о размещении автомототранспортных средств должны предусматривать:

внесение изменений в градостроительные нормативы в части расчета количества парковочных мест у зданий различного функционального назначения;

определение правового статуса территорий, используемых для организации городских "парковочных пространств";

введение в поселениях запрета стоянки автомобилей, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями;

повышение уровня штрафов за нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств; установление правовых оснований и принципов взимания платы за стоянку (введение дифференцированной системы оплаты в зависимости от времени суток, места расположения, длительности стоянки и т.д.);

установление правовых оснований создания "специальных служб" для осуществления контроля в сфере городских "парковочных пространств";

стимулирование к автоматизированному взиманию платы за пользование стоянками и системы информирования о свободных местах.

В законопроекте должен быть предусмотрен порядок введения временных ограничений движения по автодорогам по причинам не связанным с безопасностью дорожного движения, предусматривающего различные виды ограничений движения: на дорогах и участках дорог в период их повышенной загрузки, включая платный доступ, с целью обеспечения нормативной пропускной способности дорог; на ограничение или запрет въезда определённых категорий транспорта в определенное время в наиболее загруженные городские зоны; на ограничение движения грузового и транзитного транспорта. Необходимо детализировать законодательные основы платности за пользование дорогами в пределах поселений, а также введение платного въезда определенных категорий автотранспортных средств в различные зоны поселения.

В законопроекте должна быть закреплена обязательность транспортной экспертизы проектов строительства и реконструкции объектов капитального строительства, потенциально генерирующих транспортный спрос (жилищное строительство, строительство промышленных, торговых объектов, объектов культурного назначения и т.д.).

В законопроекте необходимо закрепить возможность установления в границах поселений зон специальной организации дорожного движения. В частности, такие зоны могут устанавливаться в целях введения запрета на въезд в определенные части поселения транспорта, перевозящего тяжеловесные, крупногабаритные или опасные грузы для повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог.

Предлагается включение в законопроект положений, обеспечивающих строительство и реконструкцию дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с современными принципами градостроительного проектирования.

Необходимо сформулировать нормы о комплексном транспортном управлении, обеспечивающих внедрение и эксплуатацию современных принципов, методов и технологий организации дорожного движения, включая: создание специализированных структур в составе органов исполнительной власти регионального и местного уровней в целях контроля за соблюдением законодательства в сфере дорожного движения; внедрение современных интеллектуальных систем управления дорожным движением и городским пассажирским транспортом; установление требований к работе дорожно-эксплуатационных служб в условиях заторов; усиление мер контроля и надзора в сфере дорожного движения, его организации и управления, транспортного планирования в целях обеспечения неотвратимости наказания за правонарушения.

Законопроект должен содержать положения, направленные на определение порядка формирования и оптимизацию использования финансовых средств в сфере развития транспортной инфраструктуры, организации дорожного движения, а также на привлечение внебюджетных источников финансирования и использование механизмов государственно-частного партнерства в сферу организации дорожного движения;

Особое внимание в законопроекте должно быть уделено полномочиям органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере организации дорожного движения (органы исполнительной власти в сфере организации дорожного движения). При этом следует учесть, что по вопросам, не относящимся к компетенции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в сфере организации дорожного движения. В законопроекте допустимо определить полномочия Российской Федерации по государственному управлению организацией дорожного движения и основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.

Прежде всего, необходимо по новому разграничить специальную компетенцию между различными уровнями органов власти и органов местного самоуправления в части транспортного планирования, организации, оперативного управления и регулирования дорожного движения. Перераспределение полномочий между органами власти и органами местного самоуправления должно обеспечить наиболее эффективное стратегическое транспортное планирование и обязательную разработку комплексных планов развития транспорта на всех территориях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: