Индивидуальные различия памяти у людей

· количественные характеристики памяти: различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания.

· качественные различия: они касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.

выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания

«Чистые» виды памяти редки.

Сочетания зрительной, слуховой и двигательной памяти - типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигатель-но-слуховая память

Эйдетическая память. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у художников и, по-видимому, является одним из задатков к развитию соответствующих способностей.

Сферой профессионального применения такой памяти могут стать музыка, те виды деятельности, в которых особые требования предъявляются к зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот п роцесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает.

Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо.

Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом.

В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.

Процесс амнезии делятся:

· Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий;

· антероградная — невозможность запоминания на будущее;

· ретардированная амнезия — вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием.

· Еще один вид амнезий — прогрессивная — проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Основатель психоанализа З.Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания.

Т.Рибо, анализируя случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает две закономерности:

· память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

· память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения.

Особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается.

Практические рекомендации по улучшению памяти:

1. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше. Чем больше мы думаем над материалом, тем легче и прочнее он запоминается.

2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов способствует его лучшему запоминанию

3. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем запоминания

4. Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени

5. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.

6. приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания

7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции

8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации

9. совершенствованию запоминания могут помочь психолингвистические знания о смысловой структуре текстов

10. способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание,

11. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну

32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Функции:

1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.

3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.

6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

7. Обобщение - процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака

Выделение видов мышления производят по различным основаниям:

1) По форме и соответственно по содержанию знаний выделяют:

- наглядно-действенное (наиболее элементарная форма, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления);

- наглядно-образное (состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может, вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы);

- абстрактно–логическое (мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах или других знаках, вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных);

- словесно-логическое мышление (вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями).

2) По характеру решаемых задач:

- теоретическое,

- практическое.

3) По степени развернутости и осознанности:

- дискурсивное (совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности);

- интуитивное (осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения).

4) По степени новизны и оригинальности:

- репродуктивное (или шаблонное, воспроизводящее);

- продуктивное (творческое, мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы).

Мышление – теоретическая (теоретическое понятийное мышление и теоретическое образное мышление) и практическая (наглядно-образное и наглядно-действенное) деятельность.

· Теоретическое понятийное мышление это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме

· Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.

Оба вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное —

Сосуществуют.

· наглядно-образного -мыслительный процесс. В нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти

· наглядно-действенное. сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами

Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач..., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»1

33. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: